Лента новостей
В США заявили о вере в способность Украины победить Россию 20:35, Статья Законопроект о майнинге в России доработали. Что он изменит 20:26, Статья В центре Москвы ограничат работу магазинов и кафе в связи с парадом 9 мая 20:21, Статья Министра нацбезопасности Израиля госпитализировали после ДТП 20:07, Статья Международная федерация баскетбола снова продлила отстранение России 20:00, Статья Китай призвал к международному расследованию взрыва «Северных потоков» 19:54, Новость Акции «Ленты» подорожали на 14% на фоне позитивной отчетности 19:53, Статья В Китае обвинили USADA и NYT в дезинформации по делу о допинге у пловцов 19:49, Статья Посла России вызвали в МИД Британии из-за дела о поджогах в Лондоне 19:38, Статья Силовики уехали из музея «Гараж» 19:22, Новость «Краснодар» продлил контракт с рекордсменом клуба 19:09, Статья Путин поддержал Беглова на выборах губернатора Петербурга 18:57, Новость Россиянка проиграла 136-й ракетке мира на крупном турнире WTA в Мадриде 18:54, Статья Суд арестовал сотрудника ДПС по делу о взятке от убийц жителя Люблино 18:53, Статья Военная операция на Украине. Главное 18:45, Статья Глава Пентагона раскрыл сроки прибытия эскадрильи F-16 на Украину 18:36, Статья США сняли с турецкого танкера санкции за нарушение потолка цен на нефть 18:30, Статья Военная операция на Украине. Онлайн 18:30, Онлайн
Газета
Долг в 3 триллиона
Газета № 71 (1604) (1804) Общество,
0

Долг в 3 триллиона

К 2015 году заимствования регионов могут удвоиться
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Если правительство не изменит бюджетную политику, долговая нагрузка регионов к концу 2015 года достигнет 3 трлн руб., прогнозирует Standard & Poor’s (S&P). Одна из главных причин разбалансировки — в возложенных на регионы социальных мандатах, считают эксперты.

Глава Минфина Антон Силуанов заявил вчера депутатам, что ни бюджетное правило, ни объем трансфертов для регионов, ни ограничения по размеру дефицита региональных бюджетов пересмотру в ближайшие годы не подлежат. Между тем все больше регионов не в силах удержать уровень дефицита в пределах допустимого без дополнительной поддержки федерального центра. Относительно благоприятная ситуация сохранится в менее чем 20 из 83 российских регионов (в Москве, Санкт-Петербурге, ХМАО, ЯНАО, Башкортостане и пр.).

В целом размер дефицита региональных бюджетов к 2015 году может вырасти до 800 млрд руб. Общие долги регионов при этом в ближайшие годы могут и вовсе удвоиться и достигнуть 3 трлн руб., прогнозируют аналитики S&P. В итоге в среднем уровень долга обгонит темпы роста текущих доходов на 30% (два года назад этот показатель не превышал 17%).

Одна из причин ухудшения бюджетной стабильности — обязательства по повышению зарплат бюджетникам. По данным Центра развития НИУ ВШЭ, доходы региональных бюджетов выросли только на 6,4% вместо обещанных Минфином 12% по итогам 2012 года. Расходы при этом успели разогнаться на 13,1%. Аналитики опасаются, что прогнозы на 2013 год (рост базы в 16%) тоже не оправдаются и регионы будут вынуждены массово занимать.

«Совокупные потребности в заимствованиях возрастут в 2 раза и составят 1,4 трлн руб. к концу 2015 года», — полагают в S&P. Объем новых кредитов может превысить 1 трлн руб. На обслуживание и погашение этого долга ряд регионов уже тратит более 15% от текущих доходов.

Чтобы стабилизировать ситуацию, правительству придется либо увеличить объем федеральной поддержки, либо перераспределить средства между регионами. Есть и третье решение проблемы — отказаться от повышения заработной платы, дают рекомендации в агентстве.

«Долг резко вырос за счет бюджетных кредитов, — замечает ведущий эксперт ЦМАКП Елена Пенухина, — но эту практику Минфин обещал пресечь уже в этом году». «Расходы регионов только на повышение заработной платы составили в этом году почти 300 млрд руб. Сумма будет ежегодно увеличиваться. И к 2018 году по нынешним ценам уровень расходов субъектов составит полтриллиона», — добавляет ведущий эксперт Института им. Е.Т. Гайдара Владимир Назаров. Сейчас финансирование из центра покрывает только треть затрат.

«Скорее всего, федеральный центр будет вынужден хотя бы чуть-чуть увеличить трансферты. С другой стороны, регионы начнут оптимизировать другие статьи расходов, сокращать избыточную численность бюджетников и, в конце концов, играть цифрами, занижая средний уровень зарплаты по региону», — предполагает г-н Назаров.