Лента новостей
«Норникель» заявил, что санкции приведут к неустойчивым ценам 18:39, Статья Аналитики посчитали стоимость владения кроссовером «Москвич 3» 18:34, Новость Клуб НХЛ уволил главного тренера после провального сезона 18:34, Статья Командир спецназа «Ахмат» перешел на новую должность Минобороны 18:33, Статья Глава Минфина США пообещала новые санкции против Ирана 18:33, Новость Вона обогнала доллар по объемам торгов на криптовалютных биржах 18:32, Статья В Москве завели дело о смерти женщины после операции по коррекции фигуры 18:27, Новость В Амурской области мигрантам запретили работать в перевозках и торговле 18:14, Новость Бренд «Черкизово» более чем в 1,5 раза увеличил продажи свиного фарша 18:10 В ФСО объяснили закрытие Красной площади 18:03, Новость Посольство не получало приглашение на юбилей высадки в Нормандии 18:02, Новость Кандидат на пост главы ВС назвала препятствие для возврата смертной казни 17:56, Статья Рыбакина призвала не искать виноватых в смене ею спортивного гражданства 17:54, Статья В столице начала работу главная выставка нефтегазовой отрасли 17:53 В Леверкузене захотели переименовать улицу в честь Хаби Алонсо 17:53, Статья Рублев уступил в четвертом матче подряд без выигранного сета 17:47, Статья FT узнала о поиске Raiffeisen сотрудников для подразделения в России 17:45, Статья Почему министр финансов США второй раз за год посетила Китай 17:44, Статья
Газета
От станка в кожаное кресло
Газета № 177 (1710) (2609) Общество,
0

От станка в кожаное кресло

Эксперты предсказывают России производственный коллапс из-за дефицита инженеров
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Вице-президент и управляющий директор кадровой компании Manpower­Group по России и СНГ Феликс Кугел предупреждает: в ближайшие годы из-за нерешаемых проблем на рынке труда в стране может случиться производственный коллапс. Если сейчас компаниям просто тяжело найти инженеров, а кадровый голод они пока компенсируют за счет работников предпенсионного и пенсионного возрастов, то через несколько лет разразится катастрофа: предприятия свернут производство.

Чтобы обратить внимание на эту проблему, ManpowerGroup провела исследование этого сектора рынка труда (имеется в распоряжении РБК daily). Были опрошены крупнейшие холдинги в нескольких регионах России, ежегодно привлекающие около 100 инженеров. Выяснилось, что, хотя компании и предлагают инженерам «шоколадные» условия, найти специалиста крайне тяжело. «Зарплаты инженеров в России растут в геометрической прогрессии. На сегодняшний день уровень их доходов вполне сопоставим с западным», — отмечает Феликс Кугел. Корочки диплома инженера дают право на зарплату на 40—45% выше средней по региону, к этому добавляются расширенный соцпакет и богатые возможности для обучения и карьерного роста. Несмотря на все это, поиск специалиста занимает до года.

«Катастрофический дефицит инженеров испытывают регионы с наибольшим числом производственных предприятий (например, Калужская и Ленинградская области), — рассказывает глава российского офиса ManpowerGroup. — Крупные западные автогиганты, которые открыли представительства в Калужской области, вынуждены бороться за каждого специалиста». Идет настоящая «охота за головами», в рамках которой трудолюбивых инженеров расхватывают со второго-третьего курсов вузов, говорит он.

«В моей практике был случай, когда нужно было отыскать российского инженера — стажера для французской производственной компании, — делится опытом Феликс Кугел. — Мы нашли молодого кандидата, который окончил университет и только-только начинал свой карьерный путь». Ознакомившись с резюме, французы сразу же предложили молодому человеку зарплату в 3 тыс. евро, расширенный соцпакет и компенсацию переезда, не оставив молодому человеку повода для раздумий.

Утечка мозгов на Запад — это не про инженеров, уверен Феликс Кугел. Во-первых, российские технические специалисты редко владеют в совершенстве английским языком. Во-вторых, стоимость жизни в Европе очень высокая, а налоги достигают 50%.

Причина катастрофической ситуации на рынке труда с инженерами в другом: большинство из них не идут наниматься по специальности, предпочитая применить свой талант в других сферах, в том числе создавая собственный бизнес. «Только каждый третий выпускник после окончания университета начинает поиск работы по специальности. Ежегодно мы теряем свыше 130 тыс. новоиспеченных инженеров, — подсчитал Феликс Кугел. — Трагедия в том, что на сегодняшний момент у нас не подготовлена смена для тех инженеров, которые работают сейчас».

В последние годы интерес студентов инженерных специальностей к бизнес-дисциплинам действительно растет, подтверждает гендиректор «ВШЭ Инновации» Анастасия Тюрина. Активный интерес к ним проявляют студенты Московского физико-технического института (МФТИ) и Московского института электроники и математики (МИЭМ). «Сейчас уже заметно, что в МИЭМ стали приходить студенты с более высоким уровнем мотивации, в том числе с желанием создать свой бизнес», — говорит она.

Глава консалтинговой компании по подбору персонала Jacobson Partners Дмитрий Акопов тоже признает сложную ситуацию в этом секторе рынка труда. По его оценке, острая нехватка инженерно-технических кадров может наступить через 7-10 лет.