Лента новостей
«Краснодар» продлил контракт с рекордсменом клуба 19:09, Статья Путин поддержал Беглова на выборах губернатора Петербурга 18:57, Новость Россиянка проиграла 136-й ракетке мира на крупном турнире WTA в Мадриде 18:54, Статья Суд арестовал сотрудника ДПС по делу о взятке от убийц жителя Люблино 18:53, Статья Военная операция на Украине. Главное 18:45, Статья Глава Пентагона раскрыл сроки прибытия эскадрильи F-16 на Украину 18:36, Статья США сняли с турецкого танкера санкции за нарушение потолка цен на нефть 18:30, Статья Военная операция на Украине. Онлайн 18:30, Онлайн Полиция изъяла 350 млн руб. у торговцев c даркнет-рынка Hydra 18:28, Новость Винер заявила о попытках уничтожить в гимнастике все связанное с Россией 18:24, Статья Алькарас разгромил сменившего гражданство россиянина на турнире в Мадриде 18:22, Статья Путин передал структуре «Газпрома» управление «дочками» Ariston и BSH 18:18, Статья На Украине смогут увольнять за молчание о родне в шести регионах России 18:15, Новость МИД Таджикистана заявил о массовых отказах во въезде в Россию 18:04, Статья РСХБ провел опрос, приуроченный к фестивалю «Свое в городе» 18:03 Дюков назвал недопустимой шутку игрока «Рубина» про «денежки на карту» 18:01, Статья «Спартак» нашел три судейские ошибки по итогам дерби с ЦСКА 17:57, Статья Мать спасшего людей в «Крокусе» школьника рассказала о звонке из АП 17:42, Новость
Газета
И без вас отрегулируем
Газета № 006 (1781) (2001) Общество,
0

И без вас отрегулируем

Чиновники манкируют общественным обсуждением законопроектов
Фото: regulation.gov.ru
Фото: regulation.gov.ru

Сайт regulation.gov.ru, на котором ведомства размещают проекты будущих законов для общественного обсуждения и так называемого нулевого чтения, не справляется с возложенной на него функцией. К такому выводу пришли в Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства. За три года на разработку ресурса было потрачено около 8 млн руб., и в начале февраля правительство вновь вернется к вопросам усовершенствования действующего механизма общественной экспертизы законопроектов.

С 15 апреля 2013 года все федеральные органы исполнительной власти обязаны размещать на regulation.gov.ru информацию о подготовке законопроектов и организовывать их общественное обсуждение. Последнее проходит четыре стадии: уведомление о начале работы, размещение текста законопроекта, оценка регулирующего воздействия (ОРВ, антикоррупционная экспертиза и обсуждение) и принятие акта.

За три года, которые ушли на разработку, портал успел сменил пять подрядчиков и обошелся бюджету примерно в 8 млн руб., подсчитали в Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). Эксперты института считают, что в итоге ресурс все же не справляется с возложенными на него функциями. Прежде чем писать законопроект, его авторы должны удостовериться в его нужности. Они размещают на сайте уведомление о начале работы и еще на стадии идеи написания проекта должны собирать суждения о нем от всех желающих. Но проанализировав материалы, опубликованные на ресурсе во второй половине 2013 года, исследователи пришли к выводу, что к моменту появления уведомления, как правило, уже почти готов и текст будущего закона. «Это значит, что само уведомление и его обсуждение для разработчиков — формальность, — говорит заместитель гендиректора НИСИПП Олег Шестоперов. — Из самих уведомлений обычно невозможно понять ни проблему, ни предлагаемое разработчиком решение».

Эксперт НИСИПП Татьяна Рукавишникова вспоминает, как отправила по электронной почте свой отзыв на законопроект Минтранса о безопасности дорожного движения. «Ни одно из трех моих предложений не было учтено. Исправить ошибку пока так и не удалось, а срок консультаций подходит к концу, — говорит она. — Вместо сводного отчета, без которого нельзя начать консультации, на сайте висит только автоматическая сводка с предложениями, полученными только через сайт».

Более 60% проектов актов обсуждаются без стадии уведомления, на общественную экспертизу в среднем уходит 15 календарных дней, а этого «недостаточно для эффективной организации и фиксации результатов круглых столов и совещаний», уверен г-н Шестоперов. «За это время бывает сложно получить отклик профессиональных экспертов, которые должны погрузиться в документ, сформулировать свою позицию, обсудить его коллегиально и после этого выдвинуть предложения», — подтверждает исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский.

«Пока министерствам не хватает опыта по участию и взаимодействию при обсуждении принимаемых нормативных актов. Многие заполняют документы формально, не пытаются вникнуть в суть регулируемых отношений, а только соблюдают форму. К сожалению, мнение делового сообщества не всегда учитывается», — сетует эксперт «Деловой России» по ОРВ Александр Молотников.

Чтобы общественное обсуждение законопроектов устоялось как институт, необходима ломка сознания самих чиновников, «формирование у самого ведом­ства потребности обсудить проблему и идеи по ее решению», прокомментировали исследование в департаменте оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития: «Можно сказать, что это перестройка всей системы законодательства. А шесть месяцев, конечно, недостаточный срок для такого процесса». Вопрос несогласованности действий ведомств выходит далеко за рамки обсуждения ОРВ, отмечают в министерстве, что естественно, ведь «их полномочия лежат в разных плоскостях, и каждый смотрит с точки зрения своего функционала».

В президентском послании Федеральному собранию в декабре 2013-го Владимир Путин еще раз напомнил, что все законопроекты, ключевые государственные решения и стратегические планы «должны проходить гражданское «нулевое» чтение с участием НКО и других институтов гражданского общества». К 1 февраля 2014 года правительство должно представить предложения по совершенствованию этого механизма. Соответствующие предложения готовит открытое правительство с учетом выводов исследования НИСИПП.