Лента новостей
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства 15:25, Статья МИД назвал условие понижения статуса дипотношений с США 15:21, Статья Адвокат рассказал о необходимости госпитализации Заремы Мусаевой 15:21, Новость Литва назвала 100% дезинформацией слова об атаке дронов на Минск 15:11, Новость Полуфиналист Кубка Гагарина объявил об уходе 38-летнего капитана 15:10, Статья Генпрокуратура сообщила о 10-летнем расследовании дела о землях Барвихи 15:08, Статья Эксперты представили индекс стоимости элитной недвижимости в Москве 15:04, Статья Почему все больше инвесторов не пугаются трех букв — ГЧП 14:59 OTP Bank не получал от ЕЦБ требований по сокращению бизнеса в России 14:59, Статья Приток капитала в биткоин-ETF от BlackRock иссяк. Что происходит на рынке 14:58, Статья NYT назвала число ракет ATACMS, секретно переданных Украине 14:54, Статья Министр обратил внимание на возможности россиянок в декрете работать 14:51, Новость Geely впервые показала будущего конкурента Lixiang L9 14:49, Новость Экс-замминистра культуры получила семь лет из-за музея мороженого 14:45, Статья РБК и НКР выпустят третий ESG-индекс российского бизнеса 14:42 Элитная аренда в Москве подорожала до нового максимума на фоне ажиотажа 14:39, Статья Российские военные уничтожили РСЗО Vampire и HIMARS 14:39, Новость Хави передумал и останется главным тренером «Барселоны» 14:36, Статья
Газета
Страховка от «эффекта Пикалева»
Газета № 013 (1788) (2901) Общество,
0

Страховка от «эффекта Пикалева»

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Правительство заранее готовится принять меры поддержки моногородов на фоне ухудшения прогнозов роста экономики. Как стало известно РБК daily, власть готова потратить в этом году на поддержку моногородов 51,5 млрд руб. — сумму, сопоставимую со всей кризисной трехлеткой (2008—2010 годы), когда пикалевцы перекрывали федеральные трассы, а Владимир Путин лично убеждал Олега Дерипаску не закрывать завод. Но право на деньги придется доказать, говорят в Минэкономразвития.

У РБК daily оказался проект распоряжения правительства, который ляжет на стол премьеру Дмитрию Медведеву в марте. Минэкономразвития предлагает выделить на поддержку моногородов (таковых в России 342 с населением 16 млн человек) в 2014 году 51,464 млрд руб. «Возможно, цифра будет скорректирована, — не исключает высокопоставленный чиновник министерства. — Пока мы не до конца понимаем масштаб проблемы и способы ее решения. Проводим мониторинг состояния градообразующих предприятий и планов их владельцев. Итоги планируем подвести в феврале».

В «Русале», чьи мощности находятся в том числе в моногородах, сообщили, что новые меры по сокращению неэффективных мощностей будут обсуждаться на ближайших заседаниях совета директоров.

Минэкономразвития предлагает потратить на моногорода седьмую часть всего антикризисного фонда правительства (349 млрд на 2014 год). Эта сумма сопоставима с той, что была потрачена государством на моногорода за всю кризисную трехлетку — за 2008—2010 годы на них ушло 63 млрд руб. господдержки.

В этот раз условия предоставления господдержки кардинально поменяются. 30 млрд из более 51 млрд руб. Минэкономразвития намерено распределять лично в виде субсидий региональным бюджетам. Пойдут они на создание или развитие инфраструктуры моногородов и на помощь собственникам градообразующих предприятий в их модернизации. Затраты на строительство и реконструкцию производства предлагается субсидировать на 40%. Компаниям, запускающим инвестпроекты, которые увеличивают занятость, предлагается давать субсидии на электроэнергию и техприсоединение к электросетям. Субсидии пойдут также на строительство и реконструкцию жилья для переселения граждан из моногородов.

Первыми в очереди за помощью будут моногорода с очевидными социальными рисками. Например, те, где население снижается (более чем на 10% за год по состоянию на 1 января 2014 года) или зарегистрированная безработица растет (за год на 30%, или если количество официально зарегистрированных безработных в моногороде достигло 5% от всех безработных в регионе, или на 30% превысило среднюю безработицу по региону). Будут учитываться и экономические показатели, начиная с приостановки или прекращения работы градообразующего предприятия, заканчивая менее летальными для него формами. Например, снижение в 2013 году объема производства на 10% и более к 2012 году. Или если вдруг работодатель уволил более 5% работников градообразующего предприятия.

Субсидии дадут только тем регионам, которые имеют утвержденную программу, деньги и статьи в своем бюджете-2014 на поддержку моногородов. Сумма субсидии конкретному моногороду будет зависеть от количества созданных рабочих мест. В целом это будет 80—95% от расходных обязательств регионов. Результативность будет оцениваться по количеству и цене для бюджета созданных рабочих мест в моногороде, соотношению государственных и частных денег на модернизацию производства и прочее, а также численности переселенных и трудоустроенных граждан. Именно переселение чиновники правительства считают самым действенным из лекарств. «Слышал от собственников предприятий в моногородах: молодежь уезжает сразу после школы, пожилые упрямо остаются, — говорит высокопоставленный чиновник Белого дома. — Какие инвестпроекты могут быть реализованы в городе с такой структурой населения?»

Источник в аппарате правительства уточнил, что речь идет о внутреннем документе Минэкономразвития, он не поступал в правительство. Представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова считает, что о степени остроты проблемы моногородов можно говорить только в каждом конкретном случае, а не в общем. «Все зависит от конкретных городов, в некоторых из них местные власти и бизнес решают проблемы. В некоторых подключается федеральное правительство», - пояснили в секретариате первого вице-премьера.

Эксперты приветствуют изменение правил выделения денег моногородам. «Никакие прямые бюджетные вливания здесь не помогут, а те, которые были в последние годы, можно считать просто верхом неэффективности. На автозавод в Тольятти государство в последние десять лет потратило сумму, сопоставимую с бюджетом Олимпиады, и как мы видим, никакого эффекта это не принесло, ВАЗ только что объявил о сокращении 5000 рабочих мест в 2014 году», — говорит генеральный директор научно-консалтинговой компании «Живые города» Денис Визгалов, добавляя, что если и вкладывать, то в инфраструктуру.