Лента новостей
В Сумах прогремели взрывы 22:55, Новость В Нью-Йорке на вечеринке в честь ребенка устроили стрельбу 22:50, Новость В Сербии нашли троих потерявшихся в горах россиян 22:41, Новость Участников конфликта со стрельбой в Москве задержали и завели дело 22:33, Новость Спасатели эвакуировали на Эльбрусе двух альпинистов 22:08, Новость На севере Москвы произошла стрельба 22:03, Статья В Харькове четвертый раз за сутки прогремели взрывы 21:52, Статья Частицу Благодатного огня доставили в Краснодарский край 21:50, Новость «Реал» досрочно победил в чемпионате Испании 21:31, Статья Потолки и окна в пол, ванна у окна: о новостройках в Петербурге 21:31 Покер Холанда принес «Манчестер Сити» шестую подряд победу в АПЛ 21:27, Статья «Краснодар» проиграл «Ахмату» и не смог обогнать «Зенит» 21:26, Статья Глава Курской области сообщил об обстреле нескольких сел региона 21:25, Новость В Белгороде второй раз за день объявили ракетную опасность 21:23, Новость В Германии неизвестные напали на депутата Европарламента 21:13, Новость Порошенко счел объявление в розыск в России «почти боевой наградой» 21:04, Статья Италия после слов Макрона об Украине призвала «плести паутину дипломатии» 20:49, Статья Российская олимпийская чемпионка по борьбе Воробьева завершила карьеру 20:40, Статья
Газета
Почему авторынок не спасет нефть от падения
Газета № 003 (2259) (1301)
0

Почему авторынок не спасет нефть от падения

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

Доля транспорта в мировом потреблении нефти составляет около 65%, а рынок автомобилей будет неминуемо расти за счет развивающихся стран. Поможет ли это нефтяным компаниям выжить?

Все больше машин

В 2006 году на киноэкраны вышла документальная лента «Кто убил электромобиль?», повествующая о печальной судьбе EV1, модели General Motors 1996 года. Несмотря на интерес потребителей, проект был похоронен в результате договоренностей нефтяников и автопроизводителей. Дело в том, что успех альтернативных транспортных технологий означает смерть нефтяного рынка и высокую степень угрозы для автомобильных концернов.

Нефть нужна и важна, поскольку она обеспечивает мобильность людей и грузов. Доля транспорта в мировом потреблении нефти составляет примерно 65%, в развитых странах — 70–80%. Причем больше половины этой доли приходится на легковые и малотоннажные грузовые автомобили.

Насколько устойчиво положение нефти в данном сегменте — ключевой для нефтяной отрасли вопрос. Сегодня в мире насчитывается порядка 1,2 млрд единиц легкого транспорта. По многочисленным прогнозам, их число вырастет до 1,9–2,4 млрд к 2035–2040 году. На основе данных прогнозов рисуются кривые роста потребления нефти. ОПЕК в недавно вышедшем World Oil Outlook 2015 полагает, что оно скакнет с нынешних 92 млн барр. в день до 110 млн в 2040 году. Рост потребления предсказывают также Международное энергетическое агентство (IEA) и аналитики нефтяных концернов.

При этом все эксперты признают, что использование нефти в развитых странах будет сокращаться. Существовавшая ранее корреляция между экономическим ростом и потреблением углеводородов здесь уже нарушена, наталкивается на демографические ограничения и повышение энергоэффективности. Поэтому рост транспортного сектора и нефтяного рынка придется на страны Азии и — в меньшей степени — Африки.

Размышления о причинах азиатско-африканского бума потребления нефти логичны. Население растет, где-то растут ВВП и благосостояние людей, соответственно повышаются доступность автомобилей, объемы перевозок и потребление нефти.

Технологическая структура автомобильного парка, по мнению нефтяных аналитиков, не претерпит существенных изменений: нефть останется главным мировым движителем и в 2040 году. Да, будет повышаться эффективность двигателей внутреннего сгорания: по прогнозам BP, расход топлива на 100 км пробега легковых автомобилей будет сокращаться в среднем на 2–3% в год. По мнению специалистов Navigant Research, более половины легких транспортных средств будет к 2035-му оснащено системой «Старт-стоп». Тем не менее эти новшества не смогут серьезно скорректировать спрос на сырье. Альтернативные, не­углеродные виды транспорта, хоть и будут развиваться, не завоюют существенной доли — они пока слишком дороги, несовершенны и непопулярны у потребителей, считают эксперты от нефтянки.

Кто «убьет» двигатель внутреннего сгорания

В начале 1980-х годов консультанты McKinsey прогнозировали, что на рубеже тысячелетий объем рынка мобильных телефонов составит примерно 900 тыс. штук. Прогноз, мягко говоря, не сбылся: в 2000 году на руках было уже более 100 млн мобильников. Сегодня, несмотря на очевидные тренды развития технологий и изменение потребительских предпочтений в транспортном секторе, мы наблюдаем такую же недооценку противника.

Очевидно, в ближайшие годы электромобиль станет конкурентоспособен по цене (в текущем году планируется выход на рынок Tesla 3 стоимостью $35 тыс.). Аккумуляторы станут не только дешевле, но и совершеннее, обеспечивая большие дистанции пробега. Станции зарядки электромобилей будут везде, а время ее сократится. Большинство автопроизводителей заявляют о создании полных продуктовых линеек в электрическом и гибридном исполнении к концу десятилетия. На автомобильный рынок выходят Apple и Google. Ставящая сегодня на водородные технологии Toyota собирается прекратить выпуск автомобилей с двигателем внутреннего сгорания к 2050 году. Даже глава Aston Martin, производителя спортивных бензиновых автомобилей, признается, что будущее за электромобилями — они обеспечивают лучшие динамические характеристики.

В то же время главные рынки надежды нефтяной отрасли — Китай и Индия — сталкиваются с колоссальными экологическими вызовами. Загрязнение воздуха в Китае стало притчей во языцех. Основная причина — угольная генерация электроэнергии, но и автомобильный транспорт добавляет в городскую «смесь для дыхания» весомую долю опасных ингредиентов. На Рождество в Пекине было отменены сотни авиарейсов — настолько загрязнение воздуха ограничило видимость. Во время пекинского смога в декабре власти на несколько дней запрещали движение автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и даже гибридов (количество обращений к дилерам электромобилей возросло в эти дни в десять раз). Экологическая обстановка в Индии не лучше. В Дели почти половина школьников страдают от необратимых изменений в легких. Поэтому развитие электрического транспорта необходимо здесь для решения экологических проблем. Существуют госпрограммы строительства сотен тысяч зарядных станций и финансового стимулирования приобретения электромобилей. Китай уже в 2015-м стал мировым лидером по их годовым продажам, и, например, Geely планирует к 2020 году получать 90% доходов за счет реализации электрических и гибридных авто.

Будущее без нефти

Важно отметить, что распространение электромобилей в Азии (как и в остальном мире) происходит параллельно с развитием ВИЭ (возобновляемые источники энергии) — только так обеспечивается экологическая чистота электрификации транспорта.

Таким образом, крупнейшие азиатские экономики, на которые с надеждой смотрят нефтяники, становятся лидерами в области конкурирующих с нефтью технологий. Их усилия находятся в ключе мировой климатической политики, направленной на борьбу с глобальным потеплением и требующей все более жестких ограничений в части расхода топлива и автомобильных выбросов.

Сегодня наблюдается появление множества законодательных и общественных инициатив, направленных на ограничение использования бензиновых и дизельных двигателей. Меж­дународный альянс экологически чистого транспорта ZEV (Zero Emission Vehicle), в который входят Германия, Великобритания, Норвегия, Нидерланды, канадская провинция Квебек и восемь американских штатов, продвигает запрет автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2050 году. Стратегия развития Ванкувера предусматривает полный отказ от использования нефтепродуктов на транспорте к этому сроку. Швеция планирует обеспечить переход на электромобили и автомобили на биотопливе уже к 2030 году. Число подобных примеров быстро множится. Цель ЕС на 2050 год — снижение выбросов СО2 в секторе транспорта на 60% от уровня 1990 года.

Несмотря на двузначные ежегодные темпы роста, доля электромобилей и других видов альтернативного транспорта сегодня все еще ничтожно мала — менее 0,5% в глобальных продажах. Очевидно, в течение ближайших десяти лет не произойдет каких-либо фундаментальных изменений в объеме потребления нефти, а ее цена будет подвержена «обычным» колебаниям, может быть, несколько усиленным из-за нервного новостного фона. В то же время будет происходить накопление технологий, которые к 2025 году достигнут критической массы, достаточной для того, чтобы начать опрокидывать нефтяной рынок. За всю историю нефть, пожалуй, впервые сталкивается со столь серьезным вызовом, грозящим перевести черное золото в категорию обычных природных ресурсов.