Лента новостей
Какие услуги банка действительно нужны предпринимателям 11:30 В «Крокусе» погиб полковник ГРУ 11:28, Статья Разработчик уволился и забрал ПО с собой: как избежать такой ситуации 11:16, Статья Во Львове сообщили о повреждении объекта критической инфраструктуры 11:09, Новость УАЗ возобновил выпуск «экспедиционных буханок» 11:02, Новость Mango Office выяснил, как изменятся коммуникации сотрудников в 2024 году 11:00 АвтоВАЗ начал производство Lada в Азербайджане 11:00, Статья Провалы в памяти: когда забывчивость становится тревожным сигналом 10:57, Статья ЦБ продлил ограничения на перевод средств за границу 10:53, Статья Простор и логика: какая квартира подойдет большой семье 10:50 Над Белгородской областью сбили дрон 10:49, Новость Первый квартал стал рекордным для индекса S&P 500 за 5 лет 10:43, Статья С памятного мемориала у «Крокуса» начали убирать свечи 10:43, Новость Дефицит людей рождает роботов: как ИИ трудится в российских компаниях 10:41, Статья Вторая ракетка мира Алькарас сенсационно проиграл в 1/4 финала в Майами 10:40, Статья Третий фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал арест 10:40, Новость Глава «Росгеологии» — о новых подходах к разведке полезных ископаемых 10:38 Как устроены экосистемы крупных страховых компаний 10:35
Газета
Однажды в Сбербанке
Газета № 090 (2107) (2805) Общество,
0

Однажды в Сбербанке

Клиентов попросили рассказать об иностранном гражданстве
Фото: Олег Яковлев/РБК
Фото: Олег Яковлев/РБК

Сбербанк разослал своим клиентам письма с просьбой отчитаться о гражданстве или виде на жительство других стран. Это делается, чтобы отчитаться перед налоговыми органами США, поясняют в банке. Что делать клиентам?

Письма с предложением сообщить об иностранном гражданстве, виде на жительство или статусе налогового резидента других стран клиенты Сбербанка начали получать по почте в середине мая (копия письма есть у РБК). «В связи с необходимостью выявления клиентов, относимых к иностранным налогоплательщикам, информируем вас о необходимости раскрытия информации о себе», — сообщает банк в письме и просит заполнить приложенную анкету.

В ней клиентов просят указать страну рождения, все страны, в которых они имеют гражданство или вид на жительство и данные о статусе налогового резидента иностранного государства. Передать заполненную анкету банку необходимо в срок до 25 июня.

Таким образом Сбербанк выявляет иностранных налогоплательщиков, чтобы передать данные в американскую налоговую службу — IRS, объясняет заместитель председателя правления банка Белла Златкис. В Сбербанке не стали называть количество разосланных писем. В налоговую службу США будут переданы данные о счетах таких клиентов, остатках и операциях по счетам.

Сбербанк не единственный российский банк, собирающий данные об иностранном гражданстве своих клиентов. Отправку аналогичных запросов подтвердили в банках «Абсолют», Бинбанк и Промсвязьбанк. Количество разосланных писем в банках не называют.

Жертвы FATCA

Идентифицировать иностранных налогоплательщиков среди своих клиентов российские банки вынуждены из‑за американского закона «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA). Цель закона — бороться с уходом от налогов среди американских граждан. Для этого все финансовые организации за пределами США обязаны предоставлять информацию о счетах американцев. В России закон заработал 1 июля 2014 года. К концу июня этого года российские банки должны отчитаться о своих американских клиентах в первый раз.

Изначально предполагалось, что между Россией и США будет заключено межправительственное соглашение и налоговые органы двух стран будут взаимодействовать между собой. Но после начала украинского кризиса переговоры были заморожены, и российским банкам пришлось самостоятельно присоединяться к FATCA.

Среди клиентов российских банков единицы подпадают под действие закона о FATCA, говорит глава Национального совета финансового рынка Андрей Емелин. Но, по его словам, чтобы исполнить требования закона и выявить американских граждан, нужно опросить каждого клиента. «Сейчас около 90% банков присоединились к FATCA. Очевидно, рассылка писем — это начало массовой кампании, к которой будут постепенно присоединяться остальные банки», — говорит Емелин.

Из-за того что чиновники не выработали четких правил, система идентификации клиентов устроена довольно сложно. «В этом году банки должны закончить идентификацию крупных клиентов — со счетами больше $1 млн. В следующем — клиентов со счетами от $50 тыс. до $1 млн», — объясняет руководитель департамента правового обеспечения ХКФ Банка Александр Гонтаренко.

Новым клиентам, обращающимся в банк после вступления закона в силу, банки предлагают заполнить анкету на этапе открытия счета. Для выявления американских граждан среди старых клиентов кредитным организациям и приходится запрашивать информацию у всех, кто вызывает подозрение в связях с США.

«Закон FATCA четко определяет перечень индикаторов, которые могут указывать на связь клиента с США», — рассказывает директор по комплаенсу Промсвязьбанка Светлана Ермолаева. Например, таким признаком может служить американский номер телефона. Тем клиентам, чьи данные содержат такую информацию, и рассылаются письма с просьбой подтвердить или опровергнуть факт принадлежности к США. Им предлагают подойти в отделение банка для подписания соответствующих документов, поясняет сотрудник управления финансовых институтов Бинбанка Виктория Журавлева.

Дополнительные вопросы

По действующим правилам российские банки должны выявлять только граждан или налоговых резидентов США. Однако в следующем году заработает так называемая «европейская FATCA» — соглашение Сommon reporting standard (CRS), которое подписали страны Организации экономического сотрудничества и развития (объединяет 34 государства, в том числе большинство государств — членов ЕС), рассказывает старший менеджер КПМГ в России и СНГ Фаррух Абдуллаханов. На Россию соглашение будет распространяться начиная с 2018 года.

«Видимо, российские банки заранее готовятся к этому событию и узнают информацию обо всех иностранных гражданствах своих клиентов», — рассуждает Абдуллаханов. Сбербанк подтверждает это. «Мы уже, чтобы два раза не делать, спрашиваем про гражданства всех стран», — говорит Златкис.

По словам банкиров, клиенты не отказываются сообщать об иностранном гражданстве. Пока случаев отказа не было, говорит руководитель службы внутреннего аудита Абсолют Банка Елена Букина. «В нашей практике такие случаи отсутствовали», — подтверждает Ермолаева из Промсвязьбанка.

Можно ли не раскрывать эти сведения? Персональный менеджер одного из клиентов Сбербанка, получивших запрос о наличии иностранного гражданства, заверил его, что отвечать на письма необязательно. В пресс-службе банка также заявляют, что клиенты могут предоставлять сведения по своему усмотрению. Однако финансовые консультанты предупреждают: молчание может дорого обойтись клиенту.

Нежелательные клиенты

У клиентов есть 15 дней для того, чтобы сообщить банку об иностранном гражданстве после получения запроса, объясняет Абдуллаханов. Теоретически клиент может ничего не отвечать. В этом случае банк классифицирует клиента как отказника. Но если клиент будет получать средства из США, банк будет обязан удерживать 30% с каждого платежа и передавать их в американскую налоговую службу.

Сами разработчики FATCA рекомендуют сокращать количество отказников и разрывать с ними отношения. «Если клиент откажет раскрыть информацию, банк может принять решение отказать в открытии счета или проведении операции, так как клиент не транспарентен», — подтверждает Букина.

На практике решение о санкциях в отношении отказников будет зависеть от стратегии, выбранной конкретным банком, считает руководитель группы «Банковский сектор, страхование» Deloitte Александр Синицин. В любом случае отказ раскрыть информацию о гражданстве переводит клиентов в категорию нежелательных. Например, такому клиенту могут менее охотно выдавать кредиты, считает Синицин.

По его словам, пока в России не сложилось практики по этому вопросу, безопасней предоставить банку требуемую информацию. «Информация о наличии гражданства во всех развитых странах переходит под ответственность банка. Сопротивляться этому бесполезно. Мне кажется, что это не та информация, которую нужно скрывать», — соглашается партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов.