Лента новостей
ЦБ продлил запрет для недружественных инвесторов на вывод денег за рубеж 15:37, Статья Клуб НХЛ объявил о переходе разорвавшего контракт с ЦСКА Федотова 15:36, Статья Хуснуллин заявил о продлении маршрутов МЦД до 11 регионов 15:32, Статья Средняя цена самых дорогих домов Подмосковья из топ-100 превысила $30 млн 15:27, Статья Зеленский уволил посла Украины в Молдавии 15:23, Новость В Балашихе за легализацию 1,5 тыс. мигрантов задержали двух сотрудниц МВД 15:21, Новость В Белгородской области силы ПВО сбили беспилотник 15:19, Новость Первые торги акциями «Европлана» на Мосбирже начались ростом на 22% 15:14, Статья Киркпатрик, Филлипс и другие — методы оценки пользы от обучения персонала 15:04, Статья UFC анонсировал бой лучших российских тяжеловесов без их согласия 14:55, Статья День на «Красном Октябре»: какой станет стрелка острова Балчуг 14:50 Эвакуировавшего 100 посетителей «Крокуса» подростка наградил муфтий 14:47, Статья Курьера из Таджикистана арестовали за оправдание теракта в «Крокусе» 14:42, Новость Порог беспошлинного ввоза посылок в Россию снизят до €200 14:42, Статья Подделка преследуется: как избежать контрафакта на маркетплейсах 14:40 ЦБ назвал три новые рискованные схемы на рынке ипотеки 14:37, Статья Цена Dogecoin сильно выросла впервые за три года. В чем причина 14:36, Статья Минобороны сообщило о групповом ударе «Кинжалами» по объектам на Украине 14:31, Статья
Газета
Москва замедляет ход
Газета № 090 (1623) (2705) Общество,
0

Москва замедляет ход

Правительству предлагают отказаться от финансирования ВСМ в пользу МТУ
Фото: РБК
Фото: РБК

Московские власти не преминули воспользоваться туманными перспективами проекта высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ). Как стало известно РБК daily, мэр столицы Сергей Собянин предложил премьер-министру Дмитрию Медведеву перенаправить деньги, предназначенные для ВСМ, на развитие Московского транспортного узла (МТУ). По подсчетам мэрии, такое вложение принесет государ­ству гораздо больший экономический эффект. Впрочем, последнее слово остается за президентом: как раз сегодня Владимир Путин проведет совещание, на котором должен оценить финансовые возможности бюджета для ВСМ.

Все три года, прошедшие с момента подписания президентом указа об организации в России высокоскоростного движения, проект существует только на бумаге. Государство до сих пор не решило, стоит ли ВСМ миллиардов бюджетных средств или их лучше направить на другие проекты. В прошлом году переговоры РЖД с чиновниками зашли в тупик. Монополия предлагала запустить пилотный проект с направления Москва — Санкт-Петербург (строительство оценивалось в более 1 трлн руб.), а затем проложить магистраль из Москвы в Екатеринбург через Нижний Новгород и Казань (около 2 трлн руб). Профильные ведомства — Минтранс, Минэкономразвития и Минфин — не смогли выработать согласованную позицию.

В этом году проект ВСМ был реанимирован. Более того, для продвижения проекта РЖД пригласили на работу бывшего губернатора Свердловской области Александра Мишарина (первый вице-президент РЖД, глава «Скоростных магистралей»). В апреле он сообщил, что теперь в качестве первого участка ВСМ рассматривается направление Москва — Казань, а ближе к осени правительству будут представлены все расчеты.

Между тем конкуренцию РЖД за бюджетные деньги может составить мэрия Москвы. Столичные власти пытаются убедить правительство в том, что государству будет гораздо выгоднее вложить деньги в развитие МТУ, нежели потратить их на создание системы высокоскоростных магистралей. В мэрии подсчитали, что только эффект экономии времени в пути в МТУ на 50% превышает социально-экономические эффекты от проекта ВСМ-2 (имеется в виду участок Москва — Екатеринбург, который должен был стать вторым по счету). Количество поездок «от двери к двери» в проекте ВСМ-2 к 2020 году составит 10 млн, тогда как в Москве (при условии реализации всех мероприятий) — 4 млрд, а внутри МТУ — 6,8 млрд.

Кроме того, в расчетах московских чиновников указывается, что при реализации проекта скоростных магистралей эффект от экономии времени в пути составит всего-навсего 265 млрд руб., тогда как при развитии транспортных коридоров Москвы и области — 1,9 трлн руб. для Москвы и 3,4 трлн руб. — для всего МТУ. «Еще более значительным будет влияние на ВРП регионов и ВВП страны», — утверждает представитель горадминистрации. Увеличение пропуск­ной способности транзитных коридоров МТУ на 30%, среднесуточной скорости железнодорожных грузоперевозок с 10 км/ч до 15—20 км/ч, снятие транспортных ограничений на экспорт в западном, южном и северном направлениях, а также сокращение издержек при межрегиональной кооперации производства дадут повышение ВРП других регионов на 2,2 трлн руб. В ЦФО рост ВРП прогнозируется в размере 3,5 трлн руб. за счет сокращения времени в пути на 20% и увеличения в связи с этим производительного времени жителей московской агломерации. В итоге ежегодный эффект на ВРП достигнет 5,7 трлн руб., что в пересчете на ВВП страны составляет 8,5%.

Авторы концепции ВСМ-2 обещают прирост ВРП в городах — остановочных пунктах на 511 млрд руб., отмечают в мэрии. Представитель мэрии говорит, что эти расчеты и выводы уже были продемонстрированы Сергеем Собяниным главе правительства Дмитрию Медведеву. По его словам, программа развития МТУ до 2020 года объемом 7,1 трлн руб. сверстана с дефицитом. Не хватает 2,2 трлн руб., в том числе 1,2 трлн до 2016 года, в первую очередь — на развитие пригородных железнодорожных сообщений, а также строительство и реконструкцию дорог на территории Москов­ской области. «Нам нужно 200—250 млрд руб. в год дополнительно. Это как раз бюджет ВСМ»,— указывает собеседник РБК daily.

Источник в правительстве подтвердил РБК daily, что ему известно о желании столичных властей. «Недавно было обращение в правительство, но вряд ли мэрии стоит ожидать положительного результата, на этот раз есть ощущение, что проект ВСМ действительно утвердят», — говорит он.

«Невозможно, чтобы деньги для ВСМ достались одной Москве, в которую и без того уходят огромные бюджетные средства, и государство дало четко это понять», — говорит собеседник РБК daily в РЖД. По его словам, в том числе и по этой причине монополии пришлось отказаться от строительства магистрали между двумя столицами.

Другой собеседник РБК daily в транспортной отрасли парирует, что 60% грузопотока, проходящего через Москву, является транзитным, и потому в проект МТУ окажутся вовлеченными многие регионы.

Предполагается, что сегодня президент Владимир Путин проведет совещание по ВСМ. Основной вопрос этой встречи: будет ли бюджетное финансирование и в каком размере, подсказывает источник в РЖД.