Лента новостей
«Москвич» оценил риск банкротства из-за иска гонконгской компании о долге 03:39, Новость «Башнефть» установила ограждения от дронов на нефтезаводах 03:33, Статья Россияне разделились в вопросе представления партиями их интересов 02:58, Статья В Павлограде прогремели взрывы 02:50, Новость Краснов назвал очевидным украинский след в теракте в «Крокусе» 02:15, Новость Киев объяснил идею отправлять на передовую осужденных за убийство 02:12, Статья Определились все полуфинальные пары Лиги Европы 01:50, Статья Определились все полуфинальные пары Лиги Европы 01:50, Статья Губернатор сообщил о последствиях воздушной атаки ВСУ на Белгород 01:42, Статья Тбилиси объяснил закон об иноагентах желанием «не повторить путь Украины» 01:37, Статья США заблокировали резолюцию о членстве Палестины в ООН 01:20, Новость «Байер» установил рекорд лучших лиг по количеству матчей без поражений 01:09, Статья Оператор подтвердил повреждение газопровода в Харьковской области 00:45, Новость Чистая прибыль Netflix достигла $2,3 млрд. за квартал 00:43, Статья Украина проигнорировала просьбу США об атаках дронов 00:28, Статья Глава МАГАТЭ обвинил в игнорировании призыва не атаковать Запорожскую АЭС 00:20, Новость Что нужно знать про выборы в Индии — «крупнейшей демократии мира» 00:00, Статья МИД предложил разрешить подтверждать аккаунт «Госуслуг» из-за рубежа 00:00, Статья
Газета
Убытки на орбите
Газета № 083 (2100) (1905) Общество,
0

Убытки на орбите

Авария «Протона» может привести к демпингу в коммерческих запусках
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

За последние пять лет 11 из 177 российских орбитальных запусков космических ракет были неудачными, еще четыре — со сбоями. Россия должна демпинговать, чтобы не отдать свою долю на рынке коммерческих запусков конкурентам.

​Запущенная утром 16 мая с космодрома Байконур ракета-носитель «Протон-М» с мексиканским спутником MexSat-1 потерпела аварию предположительно из-за отказа рулевых двигателей первой ступени. «Протон-М», основной российский носитель коммерческих спутников, — рекордсмен по аварийности среди российских ракет за последние шесть лет. С учетом последней аварии из 53 запусков этой ракеты неудачей закончились шесть плюс два существенных сбоя.

Демпинг неизбежен

После последних неудач с запусками России придется демпинговать, чтобы не отдать конкурентам свою долю на рынке космических услуг, считает эксперт по космосу аналитической компании «РОЭЛ Консалтинг» Андрей Ионин. Количество коммерческих запусков иностранных грузов российскими носителями последние два года снижается. В 2011 году Россия осуществила 12 коммерческих запусков, в 2012 — 13, в 2013 — 14, а уже в 2014 — 8. На 2015 год было запланировано 10 запусков. При этом сильно снижать цены в таких условиях России будет трудно, так как на стоимости запуска будет сказываться увеличение страховых тарифов. «Логично, что если количество страховых случаев увеличивается, то и страховые тарифы растут», — говорит Ионин.

Демпинговать на этом рынке не принято, но в периоды спада рубля цены на коммерческие запуски «Протон-М» действительно падают, говорит вице-президент страховой компании «Ингосстрах» Александр Подчуфаров. Если раньше страховой тариф на запуск «Протона-М» составлял около 12%, то сейчас он может быть повышен до 16% и более, считает Подчуфаров. Причина — в необходимости российских компаний перестраховывать свои риски за рубежом из-за нехватки собственных активов.«Хотя, возможно, тарифы не будут повышены, если западные андеррайтеры поверят в независимость и открытость расследования причин аварии и эффективность принимаемых мер», — делает оговорку Подчуфаров и ссылается на случай с падением «Протона» в мае 2014 года, когда перестраховочные компании действительно были удовлетворены результатами.

Прогнозы строить сложно, поскольку даже непонятно, что стало причиной аварии, считает первый заместитель председателя правления СОГАЗа Николай Галушин. При этом он отмечает, что российские запуски и так страхуются намного дороже, чем иностранные: 13–16% у нас против 6–10% в отношении зарубежных космических аппаратов.

Несмотря на участившиеся аварии, масштабного отказа от участия в страховании рисков запусков «Протона-М» среди западных андеррайтеров в «Ингосстрахе» не наблюдают. Россия занимает все еще очень большую долю на рынке коммерческих запусков, единственным ее конкурентом пока остается французский «Ариан», говорит Подчуфаров, поэтому только около 10% после прошлых аварий отказывались от участия, остальные либо решали уменьшать свою долю участия, либо повышали тарифы, либо оставляли все без изменений. В любом случае надо улучшать качество запусков, считает он. Никаким демпингом не удастся удержать долю на рынке. Мексиканские операторы связи, которые потеряли свой спутник MexSat-1, оказались отброшенными на несколько лет назад, это большой удар для операторов связи. И в следующий раз для них главное значение будет иметь уже не цена запуска, а надежность.

«Те контракты, которые есть, пересматриваться не будут, — заявили РБК в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. — Для сохранения доли на рынке в будущем Центр Хруничева сейчас продолжает анализ рынка, с заинтересованными сторонами идут переговоры. В принципе стоимость контрактов разная, каждый контракт рассматривается отдельно, точные суммы — коммерческая тайна».

Конкуренты и поклонники

C иностранной полезной нагрузкой — спутниками или астронавтами — летает около 40% российских ракет. Правда, в масштабах всей экономики космоса этот сегмент небольшой — менее 1% (около $2 млрд). По оценке РБК, на Россию приходится не более 1,6% мировой выручки коммерческого космоса, который, по данным авторов доклада Space Report 2014, достиг в 2013 году $240 млрд. Но с увеличением числа аварий и с приходом новых конкурентов есть большая вероятность, что Россия потеряет этот рынок.

В космическую гонку все активнее включается Китай. Количество действующих спутников на орбите у наших стран уже сравнялось: за последние три года китайцы довели их число до 117 единиц (+72%), тогда как Россия — до 118 (+20%). В конце 2013 года Китай запустил луноход, а к 2020 году планирует высадить человека на Луну и построить собственную орбитальную станцию. Китайцы уже догнали США по количеству ракетных запусков, а по темпам развития отрасли вышли на первое место.

Лидерство России во многом обеспечено коммерческими запусками. По данным Федерального управления гражданской авиации США, в 2013 году было осуществлено 23 коммерческих запуска, которые принесли выручку в $1,9 млрд, из них 12 пусков пришлись на Россию, которая заработала на этом $759 млн.

Главным конкурентным преимуществом России является цена. Это то, что привлекает клиентов. По оценке РБК на основе данных ежегодного доклада Space Report (готовится американской неправительственной организацией Space Foundation), Федерального реестра госконтрактов и данных страховщиков, средневзвешенная за последние пять лет рыночная стоимость доставки максимальной полезной нагрузки на низкую опорную орбиту (НОО) с помощью российских ракет составила $6,3–8,9 тыс. за 1 кг. У США этот показатель — $12,5–18,8 тыс. за 1 кг, у Европейского космического агентства — $11,0–13,6 тыс. за 1 кг. У Китая стоимость доставки грузов на НОО приближается к российскому уровню и составляет $8,1–10,8 тыс. за 1 кг. При этом себестоимость доставки грузов ракетой «Протон-М» составляет $3,3 тыс. за 1 кг.

Аварийность выше среднерыночной

С 2010 года Россия осуществила 177 орбитальных запусков космических ракет, включая девять запусков ракеты «Днепр» (Южмаш) и 11 запусков украинской ракеты «Зенит» (Южмаш), в том числе по программе «Морской старт», следует из данных открытых источников. Из этих запусков 11 (или 6,2%) были неудачными. Кроме того, еще четыре запуска претерпели существенные сбои, но в целом или частично миссии выполнить удалось.

У США за этот же период из 97 пусков ракет полностью аварийных было только два (2,1%). Как, впрочем, и у Китая только два из 85 пусков (2,4%) потерпели неудачу.

Больше всего аварий среди российских ракет за последние пять с половиной лет (с начала 2010 года) случилось с тяжелой ракетой-носителем «Протон-М», специализацией которой являются коммерческие запуски. Из 53 запусков (с учетом последнего старта 16 мая) на нее приходится шесть аварий (аварийность — 11,3%) и еще два существенных сбоя.

На втором месте — ракета легкого класса «Рокот»: из 11 запусков она потерпела одну аварию (аварийность — 9,1%). Две аварии из 27 пусков пришлось на ракету «Союз-2» (аварийность — 7,4%). Еще по одной аварии приходится на ракету «Зенит» (одна авария из 11 пусков),​«Союз-У» (одна авария из 26 пусков), аварийность которых составляется соответственно 9,1 и 3,8%.

Крупнейшие неудачи России в космосе с 2010 года

5 декабря 2010 года — три космических аппарата «Глонасс-М» упали в акваторию Тихого океана.

18 августа 2011 года — ракета-носитель «Протон-М», запущенная с Байконура, не смогла вывести на орбиту спутник связи «Экспресс-АМ4».

24 августа 2011 года — ракете-носителю «Союз-У» не удалось осуществить доставку транспортного грузового космического корабля «Прогресс М-12М» на Международную космическую станцию.

23 декабря 2011 года — ракета-носитель «Союз-2.1б» не смогла вывести на расчетную орбиту спутник связи двойного назначения «Меридиан».

6 августа 2012 года — ракета «Протон-М» не смогла вывести на расчетную орбиту спутники связи «Экспресс-МД2» и «Телком-3».

1 февраля 2013 года — после старта с платформы «Морской старт» ракета-носитель упала примерно в 4 км от стартовой платформы.

2 июля 2013 года — стартовавшая с Байконура ракета «Протон-М» с тремя навигационными спутниками «Глонасс-М» отклонилась от курса, загорелась и упала.

15 мая 2014 года — «Протон-М» не смогла вывести российский спутник связи «Экспресс-АМ 4Р» на заданную орбиту.

28 апреля 2015 года — потерян космический корабль «Прогресс», летевший с грузом на Международную космическую станцию.

16 мая 2015 года — запущена с Байконура ракета-носитель «Протон-М» с мексиканским спутником MexSat-1. За минуту до расчетного времени отделения разгонного блока и спутника на ракете возникла нештатная ситуация. По неофициальным данным, причиной аварии мог стать отказ рулевых двигателей третьей ступени. Обломки ракеты упали в Забайкальском крае.