Лента новостей
Сливко и Гараничев выиграли одиночную смешанную эстафету на ЧР 13:57, Статья Квартиры с отделкой, которые сдадут уже в этом году 13:55 Шойгу вручил медаль «Золотая звезда» командующему группировкой «Центр» 13:54, Статья Эмин Агаларов допустил передачу нового залога по кредиту вместо «Крокуса» 13:47, Статья МВД объявило в розыск украинца, склонявшего российских детей к терактам 13:47, Новость Астана стала одним из городов для редомициляции. Как «перевезти» фирму 13:46, Статья Банк России включил «Тинькофф» в реестр операторов по выпуску ЦФА 13:39, Статья Пугачева после теракта заявила о скорби «в душе, а не в Instagram» 13:38, Статья Бой между двумя россиянами и поединок Чимаева возглавят турнир UFC в июне 13:37, Статья В России хотят запустить жилищные вклады: зачем они и насколько выгодны 13:36 Песков сообщил о работе из-за проблем с оплатой за нефть в Китай и Турцию 13:29, Новость Первый фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест 13:28, Новость Военная операция на Украине. Онлайн 13:20, Онлайн Минфин разрешил прямые сделки на бирже в рамках закупок госкомпаний 13:19, Статья ТАСС сообщил, что атаковавшие «Крокус» террористы были под наркотиками 13:16, Статья Россельхознадзор внедрил искусственный интеллект для прогноза отравлений 13:16, Статья Россиян предупредили о новом мошенничестве с налоговыми декларациями 13:09, Статья В ВШЭ оценили долю «финансово неустойчивых» домохозяйств 13:08, Статья
Газета
Дорога не дешевеет
Газета № 009 (2265) (2101) Общество,
0

Дорога не дешевеет

Почему Генпрокуратура не может снизить тарифы на проезд по платным трассам
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Генпрокуратура предлагает чиновникам ограничить стоимость проезда по платному участку дороги М11 — Москва — Солнечногорск. Впрочем, предельный тариф на отрезке уже задан, и максимальные 600 руб. за отрезок в них укладываются.

Предельный тариф — два средних

В среду Генеральная прокуратура предложила правительству установить предельный тариф для действующего участка платной трассы М11 (Москва — Солнечногорск). Пока ​это единственный результат проверки, начатой ведомством после жалоб водителей на слишком высокую стоимость проезда: до 600 руб. с легковой машины за отрезок пути в 43 км.

Едва ли стоит ждать быстрой реакции правительства на заявление Генпрокуратуры. Дело в том, что предельный тариф уже существует — его формула прописана в концессионном соглашении между Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) и управляющей участком Северо-западной концессионной компанией (СЗКК) от 2009 года, рассказали РБК несколько источников, знакомых с текстом документа.

Так называемый предельный тариф есть и в конкурсной документации на строительство платной дороги (утверждена приказом Федерального дорожного агентства от 13 сентября 2007 года №64). Там сказано, что он равняется средневзвешенному тарифу, умноженному на 2 (для участка с 15-го по 29-й км трассы М11) либо на 1,5 (с 29-го по 58-й км). Каждый из участников конкурса предлагал свой средневзвешенный тариф. Подведение итогов состоялось осенью 2008 года. Победителем оказалась СЗКК, дочерняя компания французской компании Vinci, участвовавшей в конкурсе совместно с банком ВТБ. СЗКК тогда предложила средневзвешенный тариф для легковых автомобилей 3,6 руб./км (без НДС) для легковушек.

По условиям соглашения средневзвешенный тариф каждый год индексировался на инфляцию, и сейчас он превышает 9 руб./км (с  НДС), пояснил источник в СЗКК. Таким образом, максимальная стоимость проезда от Москвы до Солнечногорска может приближаться к 700 руб. А фактический максимум, который платит водитель легкового автомобиля, — 600 руб. (Солнечногорск — Москва) или 500 руб. (Москва — Солнечногорск).

«Тарифы за проезд на новом участке разработаны в жестком соответствии с методикой расчета концессионного соглашения и проверены концедентом на соответствие средневзвешенным и предельным значениям, прописанным в концессионном соглашении и конкурсной документации, — сообщил РБК официальный представитель в СЗЗК. — Тарифы учитывают обеспечение инвестиций, вложенных в строительство современной скоростной дороги (36,3 млрд руб. — РБК), обеспечение банковских кредитов и расходов на содержание и эксплуатацию участка».

СЗКК ожидает разъяснения в связи с заявлением Генпрокуратуры, добавил представитель компании. В ГК «Автодор», выступающей концедентом от имени РФ, РБК подтвердили, что все тарифы СЗКК прошли проверку на соответствие условиям концессии.

Закон о концессиях был принят в 2005 году, он задает рамки для определения размеры платы за проезд по дорогам, которые строятся с участием частных инвесторов. «Главная проблема — само соглашение: оно сформулировано так, что дает концессионеру широкое полномочие при выборе тарифов. Он зависит от времени ​суток, частоты поездок пользователя и других факторов. Да и коридор, когда максимальный тариф вдвое превышает средний, является очень широким», — говорит источник РБК, консультировавший авторов концессионного договора между СЗКК и Росавтодором.

Конкурс по участку М11 от Москвы до Солнечногорска был одним из двух первых концессионных конкурсов в России. В 2007 году, когда готовился документ, рынок еще относился к концессиям настороженно, поэтому чиновники, желая привлечь потенциальных игроков, формулировали условия мягко и расплывчато, вспоминает собеседник РБК. «Возьмем для сравнения нынешние концессии, например по «Платону»: в нем четко указана плата за каждый километр трассы, — продолжает источник. — Да и в конкурсах на дальнейшие участки М11 тарифы формулировались жестче».

Компенсации в обмен на цены

Итогом проверки Генеральной прокуратуры стало предложение правительству подумать о предельном уровне тарифов. Нарушений в работе СЗКК и тарифах на платном участке Москва — Санкт-Петербург прокуроры не нашли.

«Стоимость проезда определяет Росавтодор на основании правил, утвержденных правительством России и методики расчета, установленной Министерством транспорта», — сообщил РБК официальный представитель Федеральной антимонопольной службы. Он отметил, что ФАС не регулирует тарифы на проезд по платным дорогам.

«Снизить предельные тарифы в рамка​х уже действующего документа [концессионного соглашения] невозможно, а чтобы внести изменения в концессию, нужно отдельное распоряжение правительства, — говорит источник РБК, знакомый с условиями работы СЗКК. — К тому же встанет вопрос о компенсации выпадающих доходов». Денег на такие выплаты в 2016 году в федеральном бюджете не предусмотрено.

Прецедент ограничения цен на проезд по платным дорогам снизит инвестиционную привлекательность частно-государственного партнерства, говорят юристы: чиновники будут настаивать на фиксации цен на проезд, а инвесторы — стремиться максимально расширить для себя возможность взыскать компенсацию. «Если правительство решит изменить существующие правила, снизить тариф — это плохо, ведь концессионер строит определенную базовую модель, — говорит юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. — А вопрос, кто будет нести убытки, концедент или концессионер, зависит от формулировки соглашения».

В 2015 году представители «Автодора» говорили, что надо посмотреть на загрузку новой платной дороги в течении года-двух — как правило, такой срок требовался водителям в Европе, чтобы понять, выгодно или нет платить за езду по платным дорогам. Однако в середине декабря прошлого года губернатор Подмосковья Андрей Воробьев назвал существующую плату за проезд на участке Москва — Солнечногорск «катастрофой». Тысяча рублей в день, по словам главы региона, «не по карману автомобилистам». «Поэтому трасса фактически пустует», — говорил Воробьев.

В этом году представители Московской области, Министерства транспорта, «Автодора» и СЗКК создали рабочую группу, которая обсуждает варианты снижения тарифа. Во вторник, 19 января, на очередном совещании не было принято никакого решения, рассказал РБК его участник. «Разговоры о снижении тарифа встречали серьезное сопротивление со стороны СЗКК», — уточнил наш собеседник. Следующая встреча состоится на следующей неделе, 26 января.

Выводы Генпрокуратуры могут повлиять на ситуацию с тарифами, сделав концессионера более сговорчивым, допускает еще один источник РБК, знакомый с условиями работы СЗКК. Если не менять бизнес-модель, выход из ситуации в том, чтобы предложить абонементы по льготным тарифам автовладельцам, которые живут в районе платной трассы и могут пользоваться ею в ежедневном режиме.