Лента новостей
Самые интересные для России новинки Пекинского автосалона. Онлайн 12:29, Новость «Ъ» узнал о планах ужесточить требования к классификаторам гостиниц 12:27, Статья В Нижнем Тагиле произошел мощный пожар в кафе 12:27, Новость Собянин анонсировал масштабное благоустройство на западе Москвы 12:25, Статья Передававшего данные о военных России пособника СБУ осудили на 11 лет 12:16, Новость Россия направила ноту Турции из-за ситуации с туристами 12:14, Статья Настю Ивлееву оштрафовали на ₽50 тыс. за дискредитацию армии 12:12, Новость МИД опроверг подготовку запрета на замену документов за границей 12:09, Статья СК предъявил обвинения бывшему главе МИД Украины и экс-спикеру Рады 12:05, Новость Красное небо над Афинами. Видео 12:01, Новость Минцифры предложило запретить рекламные обзвоны россиян 12:00, Статья Британия заметила выросшую эффективность ударов России 11:58, Статья Суд приостановил права нидерландской X5 на «дочку» в России 11:58, Статья Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом 11:57, Статья СК завершил расследование дел наемников ВСУ из США, Британии и Франции 11:55, Новость ВОЗ выяснила, в какой стране Европы дети пьют больше всего 11:41, Новость Лукашенко рассказал об усталости ВСУ и предложил «сыграть вничью» 11:39, Статья Как выглядят муляжи бомб, которые закладывали под мосты в Твери 11:38, Новость
Журнал
Cпасенные за 120 млн евро
Журнал Апрель 2014 Общество,
0

Cпасенные за 120 млн евро

В большинстве моногородов диверсифицировать экономику невозможно. Впрочем, иногда достаточно модернизировать градообразующий завод – и жизнь налаживается
Фото: Архивы пресс-служб
Фото: Архивы пресс-служб

В феврале российское правительство решило не спасать моногорода любой ценой. Бесперспективные расселят. Там, где градообразующий завод не поднять, но есть шансы развить альтернативные производства, будут финансировать создание компаний малого и среднего бизнеса. А оставшимся выделят средства на модернизацию главного предприятия. Эти методы не новы, они широко распространены за рубежом. Причем в некоторых спасательных операциях принимали участие и российские промышленники.

Датский город Фредериксверк начали возводить в XIX веке вокруг оружейного завода. «Со дня основания и до 1930-х предприятие поставляло оружие всему датскому флоту», – рассказывает директор тамошнего промышленного музея Фрэнк Расмуссен. После Дания превратилась в один из мировых центров судостроения, и местным верфям потребовалась сталь высокого качества. Ее закупали во Франции, Бельгии, Италии, Германии и Великобритании. Но потом решили на заводе в Фредериксверке открыть собственное сталелитейное производство – DanSteel.

Его продукция шла не только на создание кораблей, но и на строительство мостов и жилых домов. Уже в 1950-х DanSteel стал крупнейшим производителем в Дании, конкурируя по объемам выпуска и качеству продукта с норвежскими и шведскими предприятиями. А в начале 2000-х металлургический рынок рухнул, поскольку часть судостроителей перенесли свои мощности в Юго-Восточную Азию. Из-за разницы между значительной себестоимостью и низкими ценами на конечный продукт DanSteel оказался нежизнеспособным. В 2002-м производство остановилось.

В 2006 году завод вошел в состав российской группы НЛМК. Липецкие сталевары искали за рубежом предприятия, выпускающие продукцию более высокого передела и при этом расположенные поближе к потенциальным клиентам. Завод по изготовлению толстого листа в Фредериксверке подходил для этого наилучшим образом. Местные власти были не против. «Когда НЛМК купил этот завод, в город пришли новые инвестиции – мы не могли не заметить положительный эффект, – говорит директор агентства Invest in Denmark Министерства иностранных дел Дании Сюзанн Хиллалунд. – Мы стараемся создать равные условия работы для датских и иностранных компаний. В России, я знаю, немного другая ситуация, но мы относимся ко всем одинаково».

В кризис 2008-го предприятие опять оказалось у края долговой ямы. Для выживания необходимо было найти новую нишу. В 2012-м НЛМК инвестировал в датский завод 120 млн евро и полностью изменил производственную цепочку. Старый прокатный стан к 2012 году отработал 60 лет. «Новый мы установили и запустили менее чем за два месяца», – рассказывает управляющий директор DanSteel Юрий Бокачев. Модернизированное оборудование позволило изготавливать листы стали толщиной от 5 до 200 мм и шириной до 4 м. Таким образом, DanSteel расширил сферу сбыта от судостроителей до производителей ветряков.

Основной рынок, на который теперь ориентируется компания, – офшорная ветроэнергетика. Эту отрасль в последние годы развивают Германия, Великобритания, Франция и другие европейские страны. В одной только Дании в ближайшие годы ожидается взрывной рост. «Мы уже генерируем 29% всей электроэнергии с помощью ветряков и хотим достичь 50% к 2020 году», – заявила Сюзанн Хиллалунд.

Помимо того что с каждым годом увеличивается количество компаний-операторов в данном секторе, на создание ветрогенератора в будущем потребуется больше стали, чем сейчас. Мельницы ставят все дальше и дальше от берега, и, чтобы выдержать более жесткие погодные условия, конструкции должны прибавить в размере и массе. «Сегодня вес стального основания ветрогенератора варьируется от 900 до 1000 тонн, его средний диаметр – от 7,5 м. Но размер и вес конструкций будут расти: диаметр основания может достигнуть 9,5 м. Следовательно, вес конструкции должен вырасти как минимум до 1500 тонн», – констатирует коммерческий директор DanSteel Кристиан Виллумсен. Обе тенденции – как расширение географии использования ветряков, так и увеличение их масштабов – приведут к повышению спроса на сталь и, соответственно, на продукцию датского завода НЛМК. А значит, моногороду Фредериксверку ничто не грозит.