Лента новостей
Эксперты назвали «город-ключ» к дальнейшему наступлению России в Донбассе 15:27, Статья Военные продезинфицировали школы и дома в Оренбургской области 15:25, Новость Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства 15:25, Статья МИД назвал условие понижения статуса дипотношений с США 15:21, Статья Адвокат рассказал о необходимости госпитализации Заремы Мусаевой 15:21, Новость Литва назвала 100% дезинформацией слова об атаке дронов на Минск 15:11, Новость Полуфиналист Кубка Гагарина объявил об уходе 38-летнего капитана 15:10, Статья Генпрокуратура сообщила о 10-летнем расследовании дела о землях «Барвихи» 15:08, Статья Эксперты представили индекс стоимости элитной недвижимости в Москве 15:04, Статья Почему все больше инвесторов не пугаются трех букв — ГЧП 14:59 OTP Bank не получал от ЕЦБ требований по сокращению бизнеса в России 14:59, Статья Приток капитала в биткоин-ETF от BlackRock иссяк. Что происходит на рынке 14:58, Статья NYT назвала число ракет ATACMS, секретно переданных Украине 14:54, Статья Министр обратил внимание на возможности россиянок в декрете работать 14:51, Новость Geely впервые показала будущего конкурента Lixiang L9 14:49, Новость Экс-замминистра культуры получила семь лет из-за музея мороженого 14:45, Статья РБК и НКР выпустят третий ESG-индекс российского бизнеса 14:42 Элитная аренда в Москве подорожала до нового максимума на фоне ажиотажа 14:39, Статья
Журнал
Вместе веселее
Журнал Апрель 2014 Общество,
0

Вместе веселее

2014-й может стать поворотной точкой в развитии мирового авторынка: в ближайшей перспективе тон будут задавать альянсы, а не отдельные производители
Фото: МАКСИМ КУВШИНОВ
Фото: МАКСИМ КУВШИНОВ

Каково значение глобальной автомобильной индустрии? «Если бы она была страной, то это была бы шестая по размеру экономика мира с ВВП большим, чем у Бразилии, обеспечивающая 50 млн рабочих мест. В сотрудничестве с другими автопроизводителями, компаниями из смежных секторов и правительственными структурами мы сможем изобрести автомобиль для новой эры...» – пишет в своем блоге на ресурсе LinkedIn председатель совета директоров и главный исполнительный директор альянса Renault-Nissan Карлос Гон. Его слова можно назвать пророческими: борьба за власть в воображаемой «четырехколесной державе» между ведущими концернами обострилась до предела. В условиях нестабильности на мировых рынках ключевую роль в конечном счете сыграют всевозможные альянсы, в которых уже состоит большинство крупных производителей. Журнал «РБК» проанализировал, какие союзы способны стать в ближайшей перспективе драйверами роста.

Двое из ларца

Начало этого года ознаменовалось сразу двумя громкими событиями на автомобильном горизонте. Во-первых, итальянский концерн Fiat закрыл сделку по приобретению американской Chrysler, выкупив пакет в 41,5% акций у траста VEBA, и поспешил объявить вновь образованную компанию Fiat Chrysler Automobiles (FCA) ни много ни мало крупнейшим автопроизводителем на рынке. Вероятно, подразумевалась как минимум среднесрочная перспектива, так как пока по совокупному объему производства концерн на шестом месте, а по продажам в денежном выражении – на пятом. Суммарная стоимость сделки составила 4,35 млрд долларов. «Создание FCA – результат 10-летней работы, у обеих компаний есть свои сильные стороны, их объединение создаст правильную синергию», – отметил председатель совета директоров Fiat Джон Элканн.

Во-вторых, завершилась очередная и, скорее всего, последняя серия «санта-барбары» о приключениях концерна PSA Peugeot Citroen. Напомним, французы несколько лет испытывали финансовые трудности на фоне сокращения продаж в Европе. В апреле 2012-го запахло жареным: для удовлетворения требований кредиторов пришлось продать историческое здание на Avenue de la Grande Armee в Париже. Тогда же появилось известие, что 7% акций PSA за 400 млн долларов приобрел General Motors.

Казалось, все вот-вот пойдет на лад, компании планировали сэкономить к 2018 году 2 млрд евро за счет совместных закупок, поставок, а также разработки и производства пяти автомобилей. Но в дело вмешалось французское правительство, фактически заблокировавшее действия американцев. Неудивительно, что в декабре 2013-го последние поспешили продать акции, что сыграло на руку китайцам из Dongfeng Motor Corporation, с которыми у PSA было совместное предприятие в Поднебесной. Они выкупили 14% акций концерна, пообещав 3 млрд евро капитальных инвестиций, чем спасли компанию от банкротства. C учетом длительного партнерства Dongfeng Motor с Renault-Nissan и Honda китайская компания де-факто становится теневым лидером мировой автомобильной отрасли.

Рупиями по премиуму

Тем временем похожая ситуация и в премиальном сегменте. «Каких-то три года назад у нас было всего три завода в Великобритании и мы думали о том, чтобы закрыть один из них. Сегодня мы, напротив, намерены открыть еще три», – бренд-директор Jaguar Адриан Холлмарк излучает оптимизм. Его можно понять: в Tata Group, выкупившей у Ford Motor Company два британских бренда – Jaguar и Land Rover (JLR) – за 2,3 млрд долларов, быстро осознали, что актив требует существенных вложений, и даже запросили было помощи у властей Туманного Альбиона. Но, услышав в ответ столь же туманные обещания, взялись за дело самостоятельно: в лучших традициях Болливуда бывшие бедняки в мгновение ока превратились в преуспевающую автомобильную компанию.

5 млрд долларов инвестиций за пять лет и около 40 новых продуктов – такие планы были озвучены весной 2011 года. Однако в конце 2013-го выяснилось: они стали куда масштабнее, соответственно, требуются большие средства. К примеру, в 2013 году JLR потратила почти 3 млрд фунтов стерлингов (4,7 млрд долларов). И собирается, по словам г-на Холлмарка, вкладывать в разработки столько, сколько нужно.

В марте 2012 года JLR и Chery анонсировали совместное сборочное предприятие в Китае стоимостью 2,8 млрд долларов. Сегодня компания изучает рынок Саудовской Аравии, где тоже собирается создать производство отдельной продуктовой линейки для ближневосточного региона. «Ближний Восток даст нам доступ к алюминию, дешевой энергии, а также большой внутренний рынок для полноприводных автомобилей. Мы заинтересованы и в Бразилии. Помимо того у нас есть завод в Индии и мы думаем расширять производство», – рассказывает г-н Холлмарк. Цель JLR, продолжает он, подняться с шестой на четвертую позицию в премиальном сегменте. Почему так скромно? «Это огромный шаг вперед. Судите сами: каждая из компаний «немецкой тройки» – BMW, Audi и Mercedes-Benz – продает от 1,2 млн до 1,6 млн автомобилей в год, Infiniti и Lexus – по 0,5 млн. У нас сейчас около 400 тыс., и стоит задача обогнать японцев», – резюмирует он.

Мал, да удал

Принесут ли набирающие силу альянсы неминуемые проблемы не столь крупным игрокам? Старший исполнительный директор Mazda Motor Corporation Юдзи Накамине накануне автосалона во Франкфурте осенью прошлого года уверял корреспондента журнала «РБК», что нет. Поскольку Mazda долгое время находилась под крылом Ford, то все плюсы и минусы модели хорошо известны. «Mazda не отвергает возможности сотрудничества с другими производителями, но чрезвычайно важно, чтобы это шло на пользу обеим сторонам. Наличие собственных уникальных технологий, подобных SkyActiv, значительно повышает наши шансы на взаимовыгодное партнерство», – считает он. На домашнем рынке Mazda сотрудничает с Suzuki в производстве компактных городских автомобилей, на Токийском салоне в ноябре 2013 года была представлена Mazda Axela (в Европе – Mazda 3) с гибридным приводом Toyota. Помимо этого компания работает с Alfa Romeo в сфере дизайна и проектирования моделей, а также с Nissan и китайскими Changan и First Automobile Works. Опыт Mazda лишь подтверждает тот факт, что тон всему развитию автомобильной индустрии в ближайшие годы будут задавать альянсы – независимо от их формата и масштаба.