Лента новостей
США заявили, что передали России детальную информацию об угрозе теракта 22:00, Статья Группа «Комсомольск» объявила о прекращении концертов 21:56, Новость Россияне получат новую функцию в Telegram из-за призывов к терактам 21:53, Статья «Авангард» отыгрался с 0:2 и сравнял счет в серии с «Локомотивом» в КХЛ 21:42, Статья «Бессмыслица». ЦСКА отказался от вратаря, который поссорил Россию с IIHF 21:40, Статья Почему США и Япония захотели прямых переговоров с КНДР 21:30, Статья «Коммерсантъ» узнал о решении прокуратуры изъять акции «Макфы» 21:28, Статья Путин призвал увеличить вклад внутреннего туризма в ВВП России до 5% 21:17, Новость В полтавском военкомате сообщили о розыске 30 тыс. уклонистов 21:08, Статья В НХЛ заявили, что вратарь Федотов сможет продолжить сезон за океаном 20:56, Статья Десять вариантов квартир с двумя санузлами для большой семьи 20:55 Насколько Варшава и Киев приблизились к разрешению пограничного кризиса 20:52, Статья Судья турнира в «Крокусе» подала в суд из-за сообщений о запертых детях 20:50, Статья Девушка с собакой нелегально проникла на место поисков в «Крокусе» 20:44, Новость Альфа-Банк дал прогноз по дивидендам российских компаний в апреле 20:43, Статья У FTX остались токены Solana на $7,5 млрд. Кто на них претендует 20:21, Статья Telecinco узнал о «вечеринке до утра» после выхода Дани Алвеса под залог 20:20, Статья В Днепропетровской области сообщили о повреждении объекта инфраструктуры 20:20, Новость
Журнал
Один для всех
Журнал Октябрь 2014 Общество,
0

Один для всех

Как продать одинаковую услугу тем, кто стремится к уникальности во всем?

Высокая конкуренция всегда заставляла рестораторов с особой тщательностью продумывать позиционирование: важно не только доступно объяснить, что предлагает твое заведение, но и чем оно отличается от тысяч таких же. Индивидуальность во всем – от меню до цветов интерьера – неизменный девиз предприятий общепита, поэтому придумать и продать им унифицированный продукт или сервис очень непросто.

Помогает технический прогресс, следить за которым приходится и общепиту: упустишь момент – и клиенты уже сидят в соседнем кафе, где есть бесплатный Wi-Fi, электронное меню, QR-коды, системы лояльности. Особенно в Москве, где, по словам рестораторов, новые предложения от IT-компаний поступают почти ежедневно. Другое дело, что масштабировать бизнес удается немногим.

Журнал «РБК» нашел два стартапа, основатели которых смогли создать востребованный продукт и распространить его в довольно значительных объемах. До уровня серьезного бизнеса им пока далеко, но технологии развиваются быстро, а границ для них фактически не существует. главные противники – это время и конкуренты.

Музыка их связала

Несколько месяцев назад сотрудники сервиса «Бубука» зашли в один из магазинов Сургута и спросили, платит ли заведение РАО и ВОИС за использование музыки в торговом зале. «Айдар, ты знаешь, кто такие Рафик и Вагис? – прокричала вглубь магазина женщина кавказской внешности. – Не, мы таких не знаем, они к нам за деньгами не приходят».

Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) собирают деньги за использование авторских произведений, в том числе музыкальных, и штрафуют тех, кто не платит правообладателям, – не имеет значения, есть у них подписанный договор или нет. Альтернативу беспощадной дуополии придумал томский бизнесмен Дмитрий Пангаев. В конце 2012 года он основал «облачный» сервис «Бубука», который дает всем желающим возможность проигрывать музыку в своих заведениях в обход РАО и ВОИС – дешевле и на более комфортных условиях.

Раньше Пангаев занимался «озвучкой» супермаркетов – специальным радио, в эфире которого также транслировалась реклама. Затем IT-программу, разработанную для радиовещания, перенесли в «облако» и создали сервис, позволяющий транслировать музыку. Техническое решение – полдела, надо было сформировать базу треков и договориться с правообладателями.

Первый лейбл, к которому обратился Пангаев, с недоверием отнесся к компании из Сибири, но на связь вышел. «Общение с французским лейблом выглядело забавно: я писал на русском, переводил текст в Google на английский, мое письмо переводили в Google на французский, потом обратная цепочка. В итоге мы не особо понимали, о чем идет речь», – вспоминает Дмитрий. К настоящему моменту «Бубука» имеет договоры с четырьмя иностранными лейблами. Их названия Пангаев не раскрывает – опасается конкурентов.

По его словам, сервис можно запустить на объекте за полчаса: надо установить бесплатное приложение на смартфон или другой гаджет, скачать плеер и управлять с его помощью музыкой, находящейся в «облаке». Правообладатели в онлайн-режиме отслеживают, кто использует их контент, и могут контролировать гонорары, получаемые от «Бубуки».

Для кафе и ресторанов сервис стоит от 1090 до 2990 рублей в месяц в зависимости от числа композиций, которые можно проигрывать, для торговых центров – от 1090 до 31 990 (цена также зависит от их площади). Это выгоднее, чем по договорам с РАО и ВОИС: к примеру, ресторан на 60 посадочных мест платит этим структурам около 7200 рублей в месяц, а самая дорогая лицензия «Бубуки» обойдется ему в 2990 рублей.

С июля 2013-го по июль 2014-го выручка «Бубуки» составила порядка 5,5 млн рублей, при этом большинство контрактов было подписано начиная с февраля нынешнего года. Правообладатели получают от 30 до 50% выплаченных клиентами денег, но сервис пока не зарабатывает: практически вся прибыль уходит на развитие компании. «Мы наивно полагали, что сервис будет сам себя продавать через Интернет. Потом поняли: нужно развивать дилерскую сеть», – рассказывает Дмитрий. Сейчас у «Бубуки» 20 дилеров, каждый забирает 20% от абонентской платы заведений, которые он подключил. Динамика роста продаж – 13–15% в месяц, сервисом пользуются более 545 заведений в 36 городах России.

В перспективе – выход на европейские рынки и привлечение дополнительных инвестиций, требуемая сумма – около $1 млн. Прежде всего Дмитрий намерен штурмовать Германию, Великобританию и Францию. «За рубежом есть компании, которые предоставляют звуковой контент, но системы наподобие нашей, по моим данным, нет», – говорит он. Планы «Бубуки» по развитию в России – охват более 30 тыс. предприятий и ежемесячный оборот 75 млн рублей к 2016 году.

Гости в Cети

Марк Цукерберг основал Facebook в 20 лет, Павел Дуров запустил «Вконтакте» в 22 года. Вот и москвич Дмитрий Степаненко решил открыть свой бизнес, «пока горит кровь». В 2012-м, когда Дмитрию был 21 год, он с двумя партнерами занимался IT-аутсорсингом, подключением Wi-Fi-роутеров, а также геосоциальным проектом MapMaps. «В какой-то момент картинка сложилась, и мы подумали, почему бы не сделать Wi-Fi, которым можно воспользоваться, авторизовавшись в социальной сети», – говорит Дмитрий. Так появился проект Hot Wi-Fi.

Суть его проста: посетитель кафе может воспользоваться бесплатным Wi-Fi, лишь войдя в соцсеть – Facebook или «Вконтакте». При этом на его странице публикуется реклама заведения, где он находится. Клиенты Hot Wi-Fi – кафе, бары, рестораны, автосалоны и фитнес-центры – могут отслеживать в личном кабинете количество размещенных постов, общаться с посетителями через соцсети, анонсировать проводимые акции.

Первого клиента Степаненко нашел быстро: ехал с работы, увидел недавно открывшийся ресторан The Pink Cadillac, рассказал об идее учредителю. Тот согласился, заплатив за установку перепрошитого роутера 60 тыс. рублей. «Тогда у нас была другая модель работы: с первых пяти клиентов мы брали деньги только за установку роутера – от 40 тыс. до 60 тыс. рублей, но не получали ежемесячную абонентскую плату», – вспоминает Дмитрий. Потом модель изменилась: подключение стало бесплатным, а клиент должен платить за услугу до 3 тыс. рублей в месяц.

За 2013 год продали более 40 подключений, однако большинство клиентов проработали с Hot Wi-Fi недолго. «Мы поняли, что наш заказчик – заведение, которое активно продвигает себя в социальных сетях, где этим занимается конкретный менеджер. Если четкой задачи и нужных специалистов нет, заведение просто выкидывает деньги на ветер», – полагает Степаненко.

Весной 2014-го Hot Wi-Fi получил первые инвестиции – 1,4 млн рублей – от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Продажи увеличились: за три месяца появилось 150 клиентов. Причем по новым условиям они должны оплачивать услугу минимум на полгода вперед. На данный момент Hot Wi-Fi подключен в 317 точках в 27 городах России, одна точка есть в Нью-Йорке – в кафе сети Dunkin’ Donuts.

В большинстве заведений с услугой Hot Wi-Fi у посетителей есть выбор: спросить пароль на вход в Интернет у официанта либо войти через социальную сеть. Оказалось, что 60% предпочитают второй вариант. «Нас радуют и другие цифры: в ленте новостей 70% постов висят более часа. Так как лента обновляется очень быстро, то, что происходит с постами в дальнейшем, уже неважно», – замечает Дмитрий.

До конца года компания намерена увеличить выручку с 700 тыс. до 2 млн рублей в месяц. Для этого Hot Wi-Fi должен быть установлен в 2 тыс. заведений. В поиске партнеров и выходе на новые рынки стартапу помогает ФРИИ. «В ближайшее время мы получим от акселератора сумму до $450 тыс.», – утверждает Степаненко. Он надеется, что проект будет участвовать в следующем раунде инвестиций в конце 2015-го, тогда же рассчитывает выйти на европейские рынки. В планах компании на трехлетнюю перспективу – охватить более 15 тыс. заведений в России и достичь годового оборота в 45 млн рублей.

«Сервис весьма интересный, и компания имеет шансы на успех. Заведениям такой канал коммуникаций может быть очень полезен», – считает сооснователь и управляющий партнер InVenture Partners Антон Иншутин. Правда, по его мнению, появление конкурентов у Hot Wi-Fi – дело времени: «Порог входа в бизнес довольно низкий, поэтому, чтобы выдержать конкуренцию, надо постоянно усложнять сервис, добавлять в него новые возможности и, конечно же, наращивать клиентскую базу».

Сейчас подобную услугу предоставляет Facebook, однако Дмитрий Степаненко не видит в этом угрозы: 90% гостей заведений, где есть Hot Wi-Fi, входят в Сеть через «Вконтакте». Нет у предпринимателя опасений и по поводу нового постановления правительства, согласно которому вход в Интернет через Wi-Fi в кафе должен будет осуществляться с помощью SMS. По словам Дмитрия, посетителям просто придется совершить на одно действие больше: сначала отправить SMS на короткий номер провайдера, а уже потом авторизоваться в соцсети.

Дмитрий Пангаев

Возраст_36 лет

Образование_Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники

Опыт в бизнесе_совладелец пивной компании «Браумастер», ресторана «Мюнхен» и сети пабов Harat’s Pub в Томске, владелец компании «Служба поддержки продаж»

Стартап_«облачный» сервис «Бубука», с 2012 года

Стартовые инвестиции_4 млн рублей

Годовой оборот_около 5,5 млн рублей

(с июля 2013 по июль 2014 года)

 

 

Дмитрий Степаненко

Возраст_23 года

Образование_Московский авиационный институт

Опыт в бизнесе_совладелец Цифровой сервисной компании

Стартап_Hot Wi-Fi, с 2012 года

Партнеры_Кирилл Левин и Вадим Виноградов

Стартовые инвестиции_50 тыс. рублей

Годовая выручка_около 3 млн рублей

(с июля 2013 по июль 2014 года)