Лента новостей
В Курской области сработала система ПВО 23:40, Новость В Липецкой области объявили об угрозе атаки дронов 23:21, Новость В Сумах прогремели взрывы 23:12, Новость Над Белгородской областью сбили три дрона 22:58, Новость Посольство России заявило об эрозии послевоенного примирения в Германии 22:55, Новость Представитель Успенской опроверг информацию о плохом самочувствии 22:48, Новость Корреспондент «Известий» погиб в зоне военной операции 22:39, Статья МВД предложило дать следователям право приостанавливать денежные переводы 22:19, Статья Мирра Андреева проиграла украинке в 1/4 финала турнира WTA во Франции 22:15, Статья Мужчина поджег себя у здания суда, где шел процесс над Трампом 22:15, Новость Орбан заявил об «одном шаге» до отправки на Украину войск Запада 22:07, Статья Педиатру из Москвы ужесточили обвинение по делу о фейках про армию 21:51, Новость Пошлину на ввоз пива из недружественных стран повысили в 2,5 раза 21:47, Статья Открылся 46-й Московский кинофестиваль. Фоторепортаж 21:45, Статья В Воронежской и Курской областях объявили опасность атаки беспилотников 21:42, Новость Неигравшая три года Светлана Кузнецова заявила, что карьеру не завершила 21:41, Статья Белоруссия отменила запрет на ввоз из России чая Greenfield и кофе Jardin 21:22, Статья В Белгороде объявили опасность атаки беспилотников 21:09, Новость
Журнал
Альтруисты из интернета
Журнал Май 2015 Общество,
0

Альтруисты из интернета

Почему «Яндекс» и Mail.ru Group обучают потенциальных конкурентов
Фото: Екатерина Кочетова для РБК
Фото: Екатерина Кочетова для РБК

Обычно компании инвестируют в обучение собственных сотрудников. Это логично – зачем тратить деньги на конкурентов? Но есть и другой, пока редкий в России путь, по которому идут технологические компании.

За последние восемь лет «Яндекс» вложил в образовательные проекты более 1 млрд руб. В сентябре 2014 года начал работать факультет компьютерных наук, созданный вместе с Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ). А в 2007 году открылась Школа анализа данных (ШАД), где готовят программистов и аналитиков. За время существования школы ее окончили несколько сотен человек, каждый из которых был волен выбирать, куда идти работать потом. Зачем этот проект «Яндексу», получающему вал резюме от потенциальных кандидатов?

Знакомые знакомых

В 2007 году «Яндекс» был уже большой компанией – в нем было около 1 тыс. сотрудников. Сначала звали на работу своих знакомых, потом – знакомых знакомых, но к середине 2000-х этот кадровый ресурс закончился, рассказывает директор ШАД и HR-директор «Яндекса» Елена Бунина. Простой путь – искать таланты среди выпускников лучших технических вузов – не работал: «Они не могли писать промышленный код». Учить новое поколение было практически некому – сильная математическая школа в России сохранилась, но лучшие специалисты в компьютерных науках эмигрировали.

Основатели «Яндекса» Аркадий Волож и Илья Сегалович решили открыть свою кафедру вместе с каким-нибудь профильным факультетом и учить на ней студентов самостоятельно. Обход университетов закончился неудачей: от них хотели денег, а не участия в разработке учебных программ и подборе преподавателей. В одном из разговоров Волож рассказал о проблеме своему научному руководителю университетских времен Илье Мучнику, который к тому времени много лет работал профессором Ратгерского университета в США. Тот посоветовал сделать в «Яндексе» собственную школу. Сегодня Мучник – научный руководитель и директор отделения анализа данных ШАД.

В мае 2007 года в «Яндексе» для обсуждения проекта школы собралась небольшая группа людей. В нее входила и Елена Бунина, преподававшая на механико-математическом факультете МГУ и в одной из московских школ. «Мы хотели набирать 30 человек в год. Думали, даже если из 15 выпускников десять уйдут в Google, а пять останутся у нас – уже хорошо», – вспоминает она. Неожиданно для создателей заявки на поступление в новую школу подали более 300 человек. Студентами стали 80, из них 30 завершили обучение.

Поток желающих учиться в школе «Яндекса» все время растет. Кандидаты проходят трехступенчатый отбор, включающий олимпиадные задачи, который гарантирует минимальный уровень поступивших. В 2014 году заявки в ШАД подали более 1 тыс. человек, до собеседования дошли 164, а на первый курс в итоге зачислили 128 человек. В школе преподают анализ данных и актуальные разделы компьютерных наук, в том числе машинное обучение, компьютерную лингвистику, алгоритмы и структуры данных. Преподаватели – специалисты из «Яндекса», Google и других компаний, профессора из МГУ и НИУ ВШЭ.

За два года, обучаясь три дня в неделю по вечерам, студенты проходят полноценную программу магистратуры. Но только те из них, кто справляется с темпом работы и домашними заданиями: по словам Буниной, ШАД оканчивают примерно половина поступивших. Сооснователь игровой компании «Клаустрофобия» Богдан Кравцов смог совмещать учебу в ШАД с работой в «Студии Артемия Лебедева», но ему пришлось отложить на два года все остальные занятия.

Не только в «Яндекс»

За восемь лет ШАД окончили более 320 человек, из них больше года проработали в  «Яндексе» всего 183. Потребности компании ШАД не закрывает: больше всего выпускников было в 2013 году – 81 человек, а с декабря 2013-го по декабрь 2014-го число сотрудников «Яндекса», занимающихся разработкой продуктов, увеличилось на 405 человек, годом раньше – почти на 900. Но некоторые выходцы из школы оказались на высоких позициях и развивают новые направления: Михаил Левин руководит службой анализа данных Yandex Data Factory, Михаил Ройзнер – группой рекомендательных систем.

Чем занимаются выпускники, которые не идут в «Яндекс»? Кто-то уходит в науку, кого-то приглашают в другие компании: люди с дипломами ШАД работают в Microsoft (в поисковике Bing), Facebook и Google, создают собственные стартапы. «У «Яндекса» хорошая репутация: выпускники ШАД вполне могут конкурировать с молодыми специалистами с опытом работы», – считает руководитель рекрутингового агентства Digital HR Екатерина Гаврилова.

Почему «Яндекс» не учит людей уже после их найма на работу? Во-первых, говорит Бунина, нанятых на рынке сотрудников все равно нужно переучивать – около полутора лет. Во-вторых, у компании появляется право преимущественного выбора. Наконец, компания выигрывает от созданной «экосистемы». «В том числе благодаря ШАД это направление стало развиваться и в других местах. У школы есть программы и магистратуры с Физтехом, ВМК МГУ, появился факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и «Яндекса», где готовят полноценных специалистов в computer science, чего раньше не было», – говорит Михаил Ройзнер.

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ – последнее масштабное начинание «Яндекса» в области образования: здесь готовят бакалавров и магистров и выпускать будут уже не десятки, а сотни специалистов. При открытии факультета партнеры объявили, что призеров олимпиад по математике, физике и программированию примут вне конкурса. В итоге из-за наплыва олимпиадников набор пришлось увеличить более чем вдвое, до 220 человек.

«Успешные образовательные программы по компьютерным наукам были на тот момент и у нас, и у «Яндекса». Объединить лучшее в новый факультет было взаимовыгодным решением», – вспоминает декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Иван Аржанцев. По его словам, бюджет факультета формирует НИУ ВШЭ, а «Яндекс» участвует в образовательном процессе и проектной работе.

Другой подход

Свой масштабный образовательный проект совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана создала Mail.Ru Group. В ее «Технопарк» набирают 500 студентов, диплом через два года получают примерно 20–25%, половина из них приходят на работу в компанию, говорит директор департамента исследований и образования Mail.Ru Group Дмитрий Волошин.

Подходы у двух компаний различаются. В проект Mail.Ru Group берут студентов технических вузов и выращивают «классических» программистов, заточенных под промышленную разработку, а ШАД – это «история про науку, высокие технологии, будущее», считает Елена Бунина. «В рамках ШАД ребятам дают углубленные фундаментальные знания, в основном продолжающие программу вуза. Мы же не конкурируем с вузовским обучением, а скорее дополняем его, стремимся дать больше навыков, которые позволят студентам стать более востребованными на рынке труда», – поясняет Волошин.

В одном конкуренты согласны: хороших программистов много не бывает, и самый простой способ их получить – выучить 
самостоятельно.