Лента новостей
В АПЛ болбоям запретили возвращать футболистам мяч во время матчей 11:41, Статья Выживший в теракте в «Крокусе» нашел пулю в спине на следующий день 11:35, Новость Олимпийского чемпиона задержали в Новосибирске по делу о мошенничестве 11:31, Статья Какие услуги банка действительно нужны предпринимателям 11:30 В «Крокусе» погиб полковник ГРУ 11:28, Статья Разработчик уволился и забрал ПО с собой: как избежать такой ситуации 11:16, Статья Во Львове сообщили о повреждении объекта критической инфраструктуры 11:09, Новость УАЗ возобновил выпуск «экспедиционных буханок» 11:02, Новость Mango Office выяснил, как изменятся коммуникации сотрудников в 2024 году 11:00 АвтоВАЗ начал производство Lada в Азербайджане 11:00, Статья Провалы в памяти: когда забывчивость становится тревожным сигналом 10:57, Статья ЦБ продлил ограничения на перевод средств за границу 10:53, Статья Простор и логика: какая квартира подойдет большой семье 10:50 Над Белгородской областью сбили дрон 10:49, Новость Первый квартал стал рекордным для индекса S&P 500 за 5 лет 10:43, Статья С памятного мемориала у «Крокуса» начали убирать свечи 10:43, Новость Дефицит людей рождает роботов: как ИИ трудится в российских компаниях 10:41, Статья Вторая ракетка мира Алькарас сенсационно проиграл в 1/4 финала в Майами 10:40, Статья
Журнал
Эфирное 
производство
Журнал Август 2014 Общество,
0

Эфирное 
производство

Посторонним вход в телепродакшн закрыт, 
если вы не «Газпром» или Ротенберг

Большинство крупнейших компаний, производящих контент для основных телеканалов, созданы в конце 1990-х – начале 2000-х в ходе очередного передела телевизионного эфира. По традиционному российскому принципу: формально независимые, «продакшены» были связаны с руководителями каналов-заказчиков и их ближайшим окружением.

Ситуация устраивала обе стороны: можно было оптимизировать расходы на контент, да и средства не уходили на сторону. К тому же денежные потоки исторически перераспределяются по таким скрытым и запутанным схемам, что достоверно оценить бизнес со стороны трудно. Конечно, нефть и металлы по-прежнему приносят на порядок больше, однако участием в производстве контента для ТВ не гнушаются тяжеловесы вроде Газпром-Медиа Холдинга или миллиардера Аркадия Ротенберга, который этой весной купил контрольный пакет «Красного квадрата», главного участника рынка.

У большинства крупнейших «продакшенов» есть основной заказчик и своя специализация, хотя самыми востребованными и выгодными для производителей форматами остаются развлекательные программы и сериалы.

«Красный квадрат» создан в 2007-м Ларисой Синельщиковой, которая в то время была гражданской женой гендиректора Первого канала Константина Эрнста. Она руководила телекомпанией «ВИD», производившей передачи для Первого. Но «ВИD» перестал устраивать заказчика из-за высокой стоимости продукта и нежелания переходить на поток. В новую компанию вслед за Синельщиковой ушло большинство сотрудников «ВИD».

*Здесь и далее финансовые показатели за 2012 год

**Здесь и далее оценка журнала «РБК»

Comedy Club Production (ССР) создали в 2006 году бывшие кавээнщики из команды «Новые армяне» – Артак Гаспарян, Арташес Саркисян, Гарик Мартиросян и Артур Джанибекян. Начинали со стендап-шоу, а в 2010-м купили студию 7 Art, снимавшую такие популярные сериалы, как «Универ» и «Интерны». В 2012-м ССР за 460 млн долларов приобрел Газпром-Медиа Холдинг, владелец телеканала «ТНТ».

Александр Митрошенков начинал в печатных СМИ – писал статьи о космосе. Потом занимался связями с общественностью в «ЛогоВАЗ-пресс», после – рекламой, создав собственное агентство ТМК, а затем переключился на производство телевизионного контента.

Марго Кржижевская начинала в 1990-х продюсером, потом была директором программы «Тема» Владислава Листьева. Позже работала с Леонидом Ярмольником над передачей «L-клуб», затем открыла свою телекомпанию – «МБ Групп». Ее партнером стала коллега по «L-клубу» Наталья Билан. В дальнейшем их пути разошлись: Билан возглавила телеканал «Домашний», а Кржижевская осталась в «МБ Групп», которую со временем переименовали в «М-Продакшн».

Самый таинственный участник рейтинга. Все представители каналов и производственных компаний подтвердили, что эта структура является крупнейшим поставщиком контента для каналов ВГТРК – «Россия 1», «Культура», «Моя планета» и др. При этом единицы из них смогли рассказать, кто владеет Единой медиа группой и чем она занимается. Ее акционеры во главе с гендиректором Алексеем Куренковым раньше работали в структурах ВГТРК. Как идут дела в компании, представить трудно: несколько собеседников журнала «РБК» утверждают, что ее доходы могут быть сопоставимы с показателями «Красного квадрата».

***Оценивались консолидированные данные Единой медиа группы, ее дочерних компаний «Визарт» и «Видеотехнологии» и компании «Телевизионные технологии», акционерами которой являются трое из четырех совладельцев ЕМГ

Основатель канала «НТВ» Владимир Гусинский, несмотря на то что покинул страну, от медийных дел в России не отошел. Бизнесмен контролирует американскую New Media Distribution Company, которая до 2010 года была собственником продюсерской студии «Форвард-Фильм». После этого «Форвард» перешел во владение кипрским компаниям Nova Century Holdings и Nova Century II, которые также связывают с Гусинским.

Своим успехом производственная компания Yellow, Black & White (YBW) во многом обязана тесной дружбе ее основателя Эдуарда Илояна с генеральным продюсером «СТС Медиа» Вячеславом Муруговым. Последний, кстати, является сопродюсером многих проектов YBW, в частности сериалов «Кухня», «Светофор», «Последний из Магикян». 100% премьер YBW в 2012 и 2013 годах выходило в прайм-тайм, отсюда такая серьезная выручка при сравнительно небольшом количестве проданных 
часов.

Александр Левин начинал в кинематографе, а c 1992 по 1998 год работал генеральным директором кинокомпании Dixi, выпускавшей программы и сериалы для телевидения. В 1999-м Левин стал генеральным продюсером канала «НТВ», а после прихода туда команды Бориса Йордана перешел на ТВ-6. В 2005-м основал компанию «Телеформат», которая вошла в «ТелеАльянс Медиа Групп».

Один из учредителей Первой продюсерской компании (ППК) Юрий Шалимов начинал в конце 1990-х в программе «Криминал» на НТВ, затем руководил передачей «Дежурная часть» на канале «Россия 1». К середине 2000-х Шалимов вернулся на НТВ, где стал руководителем и собственником производственной группы, превращенной в ППК. Сейчас единственным собственником ППК является один из соучредителей Александр Свенцицкий. В числе последних известных работ компании – «Анатомия протеста».

Прокопенко интересовался философией и журналистикой еще во время службы в армии. Потом работал военкором. В 1998 году запустил собственную передачу «Военная тайна», которая вышла на РЕН ТВ. Сначала ее делали силами телеканала, а в 2005-м была создана студия «Формат ТВ», которая на аутсорсинге занимается съемками программы.

****Художественный руководитель «Формат ТВ», источники на РЕН ТВ называют его владельцем компании

Как мы считали

 

Для рейтинга мы отобрали семь крупнейших телеканалов с долей аудитории выше 5% – Первый канал, «Россия 1», СТС, ТНТ, НТВ, РЕН ТВ, Пятый канал – и проанализировали показатели всех производителей контента для них. Данные по количеству проданных часов, формату контента и распределению продукции по основным заказчикам предоставлены компанией KVG Research, показатели выручки и чистой прибыли – участниками рейтинга. Если компании отказывались раскрывать свои показатели и необходимой информации не было в системе «СПАРК-Интерфакс», выручка оценивалась по средней рыночной стоимости одного часа контента (3,4 млн рублей).