Лента новостей
Бах не исключил повторения скандала с саблисткой Харлан на Олимпиаде 13:31, Статья Блогер Лерчек подала на развод 13:31, Статья Умер тренер клуба КХЛ и бойфренд Соболенко. Чем запомнился Кольцов 13:30, Статья Суд вынес приговор бывшей переводчице посольства Швейцарии 13:29, Новость Песков ответил на вопрос о первой поездке Путина за рубеж после выборов 13:24, Новость Как повысить инвестиционную ценность компании 13:18, Статья Минфин задумал снять одно из ограничений для работы мигрантов по патентам 13:08, Новость Блинкен заявил о голодании всего населения сектора Газа 13:06, Статья В Белгородской области подростку оторвало часть руки во время обстрела 13:00, Новость Биткоин за неделю упал от своего максимума на $10 тыс. 12:57, Статья Победная серия Большунова прервалась на чемпионате России в 24-й гонке 12:55, Статья Картаполов анонсировал рассылку электронных повесток в весенний призыв 12:52, Статья Акции «Яндекса» обновили максимум с февраля 2022 года 12:51, Статья Кремль предупредил, что НАТО не принесет стабильность на Кавказ 12:51, Статья Три человека пострадали при воздушной атаке в Белгородской области 12:48, Статья Эстония решила выслать российского дипломата 12:44, Статья Аэропорт Ставрополя приостановил прием самолетов из-за повреждения полосы 12:43, Статья На что способен ИИ: зачем его использовать и можно ли с ним соревноваться 12:41, Статья
Журнал
Заложники фальстарта
Журнал Май 2014 Общество,
0

Заложники фальстарта

Создать передовой продукт – это только полдела. Выйдя на рынок без правильной стратегии, можно на годы задержать прогресс в своей отрасли
Фото: MASTERFILE/EAST NEWS
Фото: MASTERFILE/EAST NEWS

Многие блестящие разработки ученых, значительно опередившие свое время, оказались коммерчески неуспешными. И лишь спустя годы на их основе создали продукты, без которых трудно вообразить нашу жизнь сегодня. Первый персональный компьютер Alto, сервис мобильной телефонии «Алтай», компьютерная сеть Minitel, ставшая прообразом Интернета, демонстрируют, насколько сложен и противоречив путь развития техники. Неумение предугадать появление нового рынка, неверная стратегия взаимодействия с аудиторией, отсутствие коммерческого интереса – главные причины, по которым эти продукты и сервисы оказались на обочине истории.

Ненужная ALTернатива

Всем известно, что история коммерческих персональных компьютеров началась с Apple II, выпущенного в 1977 году, и знаменитого IBM PC, появившегося в магазинах в 1981-м. Но мало кто знает, что другая, более известная тогда компания – Xerox – еще в 1973-м создала куда более совершенный ПК под названием Alto. Объем его оперативной памяти и жесткого диска многократно превышал крошечные объемы памяти Apple II (целых 128 КБ и 2,5 МБ против 4 КБ и 4 КБ соответственно), также он был оснащен первым в мире графическим интерфейсом и супермощным 16-битным процессором. Машина имела монитор с гигантским по тем временам разрешением 808х606 пикселей, управлялась мышью и интегрировалась в Сеть.

Всего было выпущено несколько тысяч Xerox Alto для ученых ведущих университетов США. За годы использования этого компьютера для него были написаны программы, массовые аналоги которых появились только в 1990-е: например, предшественники Word – текстовые процессоры Bravo и Gypsy, предтечи CorelDraw и Photoshop – графические редакторы SIL и Markup, сервисы электронной почты Laurel и Hardy и даже одна из первых сетевых многопользовательских игр Alto Trek.

Чтобы понять, насколько это было удивительно, вспомним, что популярный в то время персональный компьютер Altair 8800 выдавал информацию с помощью мерцающих лампочек, а вводить ее нужно было, щелкая тумблерами – никакой клавиатуры.

Все компьютеры, оснащенные дисплеями, вплоть до начала 80-х управлялись путем ввода данных в командную строку, в текстовом режиме – так обстояли дела и с IBM PC. И только появление в 1984 году Apple Macintosh, где был установлен «первый» (мы-то уже знаем, что не первый) в мире графический интерфейс, а потом системы Microsoft Windows, завоевавшей рынок к середине 90-х, сделало нормой именно этот тип взаимодействия с пользователем.

Впрочем, зерно, которым был Alto, не пропало даром: нет никаких сомнений, что Стив Джобс позаимствовал идею графического интерфейса и принцип WYSIWYG («что вижу на экране, то и получу на бумаге»), которые в дальнейшем он задействовал в Apple Macintosh, во время своего визита в 1979 году в исследовательский центр Xerox PARC.

Вскоре после выхода Microsoft Windows 1.0, когда Джобс в бешенстве обвинял Билла Гейтса в воровстве его идей, тот язвительно парировал: «У нас обоих был богатый сосед по имени Xerox, и когда я вломился к нему в дом, чтобы украсть телик, то увидел, что его уже украл ты». Не будь Alto, Apple и Microsoft вряд ли добились бы всемирной популярности.

Но почему же сам Xerox не стал лидером рынка? Главными препятствиями оказались цена и непонимание большинством американцев, зачем такая машина может понадобиться. «Стоило все это удовольствие 12 тыс. долларов в ценах 1973 года, а продавать собирались за 40 тыс., – говорит доктор технических наук, консультант GGA Software Services Александр Привень. – И это притом что средняя зарплата в США тогда составляла около 1,5 тыс. долларов в месяц. Позволить себе такую роскошь могли только университеты и исследовательские центры». В Xerox попросту не осознали, что формируется новый рынок. Alto разрабатывали высоколобые ученые, привыкшие думать, что настоящий компьютер должен уметь производить действительно сложные вычисления, а значит, нельзя было распрощаться ни с заоблачной ценой, ни с габаритами холодильника. Сыграло роль и то, что компьютеру «посчастливилось» родиться в успешной компании, которая и так получала миллионы от продажи копировальной техники.

Голодный до денег «яблочный» стартап оказался решительнее. Джобс предложил новое видение компьютера, подарив рядовым офис-менеджерам и студентам машинку чуть сложнее калькулятора, и выяснилось, что она востребована. Блестящее подтверждение, что техническая история, которая даже самим инженерам и ученым кажется почти предначертанной, на деле во многом подчинена влиянию личности, как и история стран и обществ.

Мобильник для члена КПСС

Всего за десятилетие с небольшим мобильный телефон превратился из предмета роскоши в непременный атрибут современного человека. Трудно поверить, но и 40 лет назад в Советском Союзе этим видом связи пользовались тысячи абонентов.

Идеальный партийный чиновник, каки-м его представляли в послевоенные годы, отличался от образа прилипшего к креслу бюрократа: считалось, что едва ли не каждый день он обязан инспектировать на служебном автомобиле подотчетные учреждения. Мобильному чиновнику нужна мобильная связь, и в 1958 году в Воронежском НИИ связи (ВНИИС) началась разработка телефона «Алтай». В отличие от рации, по нему могли говорить сразу оба собеседника, а для звонка (в том числе на обычный телефон) достаточно было просто набрать номер. «Цифровой связи не было, а ведь помимо голоса требовалось транслировать специальные сигналы, позволяющие искать свободные радиоканалы, передавать номера, – ком-мен--тирует историк техники Владимир Авилов. – Подчеркивая, что их мобильник – самый настоящий телефон, создатели сперва даже оснастили его диском, который потом заменили кнопкам-и: на ухабах пальцем в дырочку диска не попасть».

Советские чиновники новинку оценили: мобильники устанавливали в «Чайках» и ЗИЛах первых секретарей, затем очередь дошла и до «Волг» директоров заводов. В 1970 году «Алтай» работал в 30 городах, а в 1977-м – в 114. И-нтересно, что технология постоянно совершенствовалась: так, к 1980-м телефоны уже необязательно было встраивать в корпус автомобиля, а можно было носить с собой в небольшом саквояже. Конечно, «Алтай» не являлся настоящей сотовой системой. Для того чтобы обслуживать абонентов, базовую станцию требовалось размещать в самой высокой точке н--аселенного пункта: в некоторых уральских городах, например, для этого использовались горные вершины, а в Москве после Олимпиады станция поселилась в Останкинской телебашне.

Показательно, что аналогичную коммерческую систему США – IMTS – запустили только в 1969 году. Сперва она была популярна у бизнесменов, но вскоре выяснилось, что у компании, ее продвигавшей, нет денег, чтобы быстро построить обширную сеть: очередь на подключение растянулась на три года, а стоимость минуты разговора доходила до 1,2 доллара. То, чего не смогла коммерция, сумела плановая экономика. Правда, она же и не дала этому виду связи развиваться: «Алтай» так и остался дорогой системой для «больших шишек». А ведь еще в середине 90-х, когда 53% всех пользователей мобильной связи были владельцами радиотелефонов «Алтай», казалось, что будущее именно за такими аппаратами. И лишь великая цифровая революция сотовых сетей окончательно вытеснила разработку воронежских ученых на периферию.

Интернет только для чтения

Интернет, еще одно, вероятно, самое важное явление современности, тоже возник далеко не на пустом месте. Обычно, говоря о предшественниках Глобальной сети, упоминают ARPANET, созданную Пентагоном в 1969 году. Интернет действительно вырос из этой сети, но сейчас все родовое сходство сводится к чисто техническим моментам: ARPANET не была сетью для простых пользователей и не предоставляла никаких сервисов. Гораздо более близкой к нынешнему Интернету была французская сеть Minitel, запущенная в 1982 году. Пользователи брали в аренду терминал в виде монитора с клавиатурой и подписывались на множество услуг: они могли отправлять сообщения в чате или по электронной почте, узнавать новости, котировки акций, расписание поездов и самолетов и много чего еще. Интеллектуальная поисковая машина находила информацию на «белых» и «желтых» страницах, которые размещали госслужбы и коммерческие структуры.

Сеть поддерживали мощные французские госкомпании: сначала она принадлежала PTT (государственной службе связи), а затем France Telecom. Minitel оказалась настолько удобной, что число желающих получить терминалы росло в геометрической прогрессии. В 1999 году, когда Интернет делал только первые шаги, ею пользовались 25 млн человек с 9 млн терминалов, 10 тыс. компаний предлагали в ней 26 тыс. различных сервисов и размещали свою рекламу. С появлением Интернета Minitel начала терять свое значение.  Она сопротивлялась отчаянно: еще в 2009 году число ежемесячных соединений в ней превышало 10 млн. Однако летом 2012-го было объявлено о закрытии проекта.

Почему Minitel, в которую вкладывались крупные средства, пала под напором Интернета, который в 1990-е развивался без направленной стратегии и поддержки государства? Пример очень показательный. Жесткая централизация не оставляла места вовлечению пользователей в процесс совершенствования сети: они не могли делать сайты, создавать сообщества, форумы, платформы для блогинга. «Краудсорсинг – это суть Интернета, – считает генеральный директор и сооснователь Planeta.ru Федор Мурачковский. – Именно общий доступ, возможность участвовать в общем информационном обмене, в создании контента сделали Интернет глобальным явлением».

Технический прогресс порой плохо поддается прогнозированию. Как видно из этих трех примеров, роль играют и коммерческие, и социальные, и психологические факторы. Вспомним: в начале 90-х все были уверены, что гипертекстовая Сеть – лишь короткий период в развитии сетей и компьютеров. Если вы перечитаете фантастические книги и пересмотрите футуристические боевики того времени (например, знаменитого «Газонокосильщика» или «Джонни Мнемоника»), то обнаружите, что практически все они не мыслят ни компьютерной, ни мобильной сети без виртуальной реальности. Между тем никакого слияния ПК, Интернета и тем более мобильной связи с VR-устройствами не произошло до сих пор.

Почему этого не случилось? «Главное препятствие – цена: не каждый готов заплатить несколько тысяч долларов за шлем виртуальной реальности и дорогую систему захвата движения, – говорит главный инженер ООО «Профессиональная группа» Максим Гаммер. – Но востребованность систем VR растет, потребителей становится все больше, появляются недорогие и компактные решения». Кто знает, может быть, уже через несколько лет привычный вид компьютеров, мобильных телефонов и Интернета уйдет в прошлое и мы сами станем удивляться, как пользовались столь неудобными устройствами.