Военная цена
Контракты на поставку и транспортировку российского газа – это то, что прежде всего оказывается под ударом при любых конфликтах между Россией и Украиной. «Газовый вопрос», вышедший на первый план в нынешней холодной войне, не дает увидеть другие реальные и возможные проблемы в российско-украинских торговых отношениях.
«Дружба дружбой, а табачок врозь» – это не про Россию с Украиной: за долгие годы мы обросли огромным количеством обширных торговых связей, разрыв которых обязательно будет иметь негативные последствия. Напряженность возникла еще в 2013 году: видя намерение Украины сблизиться с Евросоюзом, Россия ввела целый ряд барьеров, из-за чего товарооборот между странами снизился на четверть. В первой половине 2013-го Украина не получала российскую нефть, с августа из-за таможенных ограничений прекратились поставки украинского пива и слабоалкогольной продукции. С начала 2014 года ситуация усугубилась: по оценкам Федеральной таможенной службы РФ, за первый квартал 2014 года взаимный товарооборот сократился на 20%, в том числе за счет падения украинских продаж на 34%. У этих цифр есть и совершенно прикладное значение. К примеру, из-за того, что украинский «Днепротяжмаш» на два месяца прекратил экспорт в Россию чугунного тюбинга, практически встало строительство Люблинско-Дмитровской линии московского метро. «Мосметрострою» пришлось искать новых контрагентов.
Журнал «РБК» собрал информацию о крупнейших торговых контрактах между российскими и украинскими компаниями: очевидно, что газ и нефть – это, конечно, значительная часть торговли, но и без учета минерального сырья цена потерь из-за политической напряженности может измеряться в сотнях миллиардов рублей. Для обеих стран.