Лента новостей
В Белгороде и Белгородском районе включили сирены ракетной опасности 02:51, Новость Пентагон заявил о снижении риска эскалации конфликта на Украине 02:41, Статья Лавров предупредил страны Африки о «приглашении к геноциду» в Крыму 02:36, Новость Зеленский рассказал, сколько нужно Patriot для защиты промышленности 02:07, Статья Захарова ответила поговоркой на сравнение чиновников с продавцами навоза 01:56, Новость В Днепре и Черкассах прогремели взрывы 01:34, Новость Лавров назвал пиаром заявления Макрона об отправке войск на Украину 01:26, Статья Генштаб отправил в запас достигших 27-летия до 2024 года призывников 00:56, Новость Пассажир впал в кому во время суточной задержки рейса из Таиланда 00:39, Новость Генштаб пообещал не привлекать срочников весеннего призыва к спецоперации 00:35, Статья Власти Казахстана призвали сограждан покинуть Одессу и Харьков 00:16, Статья Одержит ли «Спартак» первую победу в этом году в РПЛ. Интриги тура 00:00, Статья Верховный суд обязал ВТБ заплатить НДС за лицензии на Microsoft 00:00, Статья Минпросвещения дало советы тем, чьих детей призывают к терроризму 28 мар, 23:58, Новость Какими будут обои и ламинат: где можно увидеть ремонт будущей квартиры 28 мар, 23:33 В Киевской области прогремели взрывы 28 мар, 23:31, Статья Зеленский объяснил нежелание некоторых стран ехать на саммит по Украине 28 мар, 23:28, Новость Europe 1 узнала о возможной отмене церемонии открытия Олимпийских игр 28 мар, 23:24, Статья
Газета
Микрорайоны, прощайте
Газета № 164 (1697) (0909) Общество,
0

Микрорайоны, прощайте

Подготовлена новая концепция жилой застройки Москвы
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Москву ожидает, возможно, самая крупная градостроительная реформа со времен Хрущева. Согласно проекту Новых правил квартальной застройки, столичные кварталы будут состоять исключительно из жилых домов, расположенных примерно в два раза ближе друг к другу, чем сейчас. Школы и детсады покинут жилые зоны, образовав с прочими соцучреждениями отдельные кластеры. На гектарах, освободившихся после уплотнения, планируется строить развитую дорожную сеть, которая по замыслу разработчиков концепции избавит новоселов от пробок.

Гильдия архитекторов и проектировщиков по заказу Москомархитектуры подготовила проект Новых правил квартальной застройки столицы, которые в случае его принятия станут обязательной к исполнению нормой при возведении жилых кварталов. Главная новация, предложенная разработчиками, — разделение собственно жилых строений и объектов социальной инфраструктуры — школ, детских садов, поликлиник и т.д.

Как рассказал РБК daily архитектурный критик Григорий Ревзин, хорошо знакомый с проектом документа, нынешнее нахождение соцучреждений во дворах не дает развивать в городе качественную дорожную сеть.

По существующим нормативам рядом со школой или детсадом нельзя возводить жилье в радиусе 500 м. Из-за этого жилые кварталы получаются громоздкими, а между зданиями образуются невзрачные пустыри, которые нельзя чем-либо заполнить. По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, результат такого неэкономного отношения к городской земле — «неопрятное благоустройство, гигантские неконтролируемые пространства, нижайший уровень социального контроля».

Новые правила должны положить этому конец. «Согласно проекту правил, будут возводиться три-четыре квартала, состоящие только из одного жилья, — говорит Сергей Андреев, начальник отдела нормативной базы Гильдии архитекторов и проектировщиков. — Рядом с ними (в идеале равно удаленно от каждой группы жилых домов) будет располагаться квартал социальных учреждений. Не на отшибе, а совсем рядом, чтобы из любого дома можно было дойти до него за пару минут пешком».

По замыслу проектировщиков, дворы в новых столичных кварталах будут максимально закрыты. То есть дома будут строить так, чтобы во дворе практически не ощущалось шумов с улицы и в него проникало меньше выхлопов от автомобилей. По словам архитектора Александра Моргулеца, также знакомого с проектом, попасть в такой двор можно будет через небольшие проезды, по типу тех, что существуют в старых домах Петербурга.

«На освободившемся месте, — рассказал Григорий Ревзин. — планируется строительство разветвленной сети пешеходных и автомобильных дорог, бесспорный дефицит которых ощущается в Москве. Учитывая, что сейчас некоторые микрорайоны растягиваются на 1,5 км, в новой концепции уплотнение кварталов даст городу по 0,5—1 км с каждого».

Как рассказали РБК daily в Москомархитектуре, окончательную редакцию новых правил планируется утвердить в декабре. Они могут стать как обязательными, так и рекомендательными. По мнению руководителя проектной группы проектного бюро ГВИЛ Ивана Логинова, правила будут исполняться в обоих случаях. «Мнение Москомархитектуры, даже если оно будет иметь форму рекомендации, будут исполнять почти все, — говорит г-н Логинов. — Столичная градостроительная система устроена так, что в противном случае власти могут просто оставить упрямых без заказов».

Григорий Ревзин не исключает, что новые правила могут принять уже в начале 2014 года. После этого городские власти перестанут утверждать проекты застройки по образцу микрорайонов и, скорее всего, пересмотрят все проекты, которые уже утверждены, но реализация которых пока не началась. Какого-то серьезного урона крупным столичным застройщикам это не принесет.

Девелоперы, с которыми удалось пообщаться РБК daily, также выразили мнение, что принятие Новых правил квартальной застройки не отразится на их бизнесе. «От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Нет особой разницы в том, где строить детсад, а где жилой дом, главное, чтобы планирование территории было оптимально с точки зрения жилых и общественных пространств, — говорит руководитель пресс-службы «Сити XXI век» Сергей Лядов. — В «старой» Москве изменения могут затронуть небольшую часть находящихся в разработке проектов. И это крупные проекты, где можно развернуться с инфраструктурой в прямом и переносном смыслах».

Комментируя новую концепцию, представители строительного бизнеса высказывали лишь отдельные замечания. Так, по мнению директора по маркетингу MR Group Евгении Старковой, вывод школ и детских садов за пределы жилых кварталов может спровоцировать возникновение пробок даже при более развитой, чем сегодня, сети дорог.

«Думаю, что девелоперы смогут строить по новым правилам, тем более что в них можно найти немало плюсов, - говорит Елена Попова, руководитель отдела генеральных планов архитектурного бюро «БРТ РУС» (входит в ГК «ИНТЕКО»). - Во-первых, это четкий и понятный план застройки, облегчающий задачу проектировщика. Подобная застройка структурирует район, разделяет его на жилые кварталы, которые жители определяют как «мой двор». Во-вторых, улучшается транспортная доступность: застройку, как кровеносные сосуды, пронизывает сеть внутренних улиц, формирующих жилые кварталы с шагом около 100 м. Новые правила позволят формировать уютные жилые улицы с развитой инфраструктурой в первых этажах».