Лента новостей
Прокуратура Нидерландов ответила на вопрос об экстрадиции Промеса из ОАЭ 13:46, Статья Как побыстрее вселиться в новую квартиру и получить кэшбэк 7% 13:45 При обстреле Лисичанска пострадали шесть квартир в девятиэтажке 13:43, Новость Минобороны заявило о взятии под контроль Орловки в ДНР 13:43, Статья Минобороны сообщило об авиаударе по диверсантам близ границ 13:32, Статья В Москве новостройки на котловане оказались на 16% дешевле готовых 13:31, Статья Бах не исключил повторения скандала с саблисткой Харлан на Олимпиаде 13:31, Статья Блогер Лерчек подала на развод 13:31, Статья Умер тренер клуба КХЛ и бойфренд Соболенко. Чем запомнился Кольцов 13:30, Статья Суд вынес приговор бывшей переводчице посольства Швейцарии 13:29, Новость Песков ответил на вопрос о первой поездке Путина за рубеж после выборов 13:24, Новость Как повысить инвестиционную ценность компании 13:18, Статья Минфин задумал снять одно из ограничений для работы мигрантов по патентам 13:08, Новость Блинкен заявил о голодании всего населения сектора Газа 13:06, Статья В Белгородской области подростку оторвало часть руки во время обстрела 13:00, Новость Биткоин за неделю упал от своего максимума на $10 тыс. 12:57, Статья Победная серия Большунова прервалась на чемпионате России в 24-й гонке 12:55, Статья Картаполов анонсировал рассылку электронных повесток в весенний призыв 12:52, Статья
Газета
«Про «Почту России» – с ней договоримся быстро, а как работать с США – пока непонятно»
Газета № 181 (1956) (3009) //2892 Общество,
0

«Про «Почту России» – с ней договоримся быстро, а как работать с США – пока непонятно»

Глава eBay в России Владимир Долгов – о конкуренции с Aliexpress, скорости доставок посылок и сборах с интернет-покупок
Фото: Роман Шеломенцев для РБК
Фото: Роман Шеломенцев для РБК

Международный интернет-аукцион eBay допустил на свою площадку российских продавцов. Они будут платить меньшую комиссию, чем их зарубежные коллеги, утверждает генеральный директор российского офиса eBay Владимир Долгов. В интервью корреспонденту РБК Дарье Луганской он также рассказал, чем eBay отличается от популярного в России китайского сервиса Aliexpress, как интернет-компании приходится сажать за стол переговоров поч­товые службы разных стран и реально ли уже с 2015 года хранить все персональные данные о российских пользователях на локальных серверах.

Российская комиссия

– Как будет устроено сотрудничество с российскими продавцами?

– Как обычно: мы открываем площадку eBay, и продавцы смогут выставлять на ней свои товары с названием, описанием, фотографиями и пр. Кроме того, мы предоставляем возможность не только выставить товар, но и оплатить его. Для продавцов мы разработали четыре способа доставки. Во-первых, «Почтой России», которая покрывает большую часть территории страны. Во-вторых, будет курьерская доставка между регионами, в-третьих – курьерская доставка внутри регионов. В-четвертых, самовывоз, если у продавца есть возможность оказать такую услугу. Способ оплаты изначально будет один – через сервис Paypal, с которым давно работает eBay. Позже мы добавим другие сервисы.

– Какую комиссию будете брать с российских продавцов?

– Она будет отличаться от комиссии, которую мы взимаем с продавцов за рубежом, но до конца сентября точную цифру мы сохраним в тайне.

– Сколько вы уже зарабатываете в России?

– Формально ноль, потому что у нас нет местных продавцов. Но российский офис до конца сентября работает только на увеличение объемов заказов из-за рубежа. Комиссия с продавцов, у которых купили зарегистрированные в России клиенты, передается компании eBay Inc.

– Какое количество пользователей к сегодняшнему дню зарегистрировались на eBay из России?

– ​ Мы не меряем аудиторию пользователями. У нас есть такое понятие, как активный покупатель. Это человек, который сделал хотя бы одну транзакцию за 365 дней. Эту цифру мы время от времени объявляем. В сентябре 2013 года в России был президент eBay Inc Джон Донахо: он сказал, что мы перешагнули планку в 1 млн активных покупателей в России.

– Вы говорили в одном из интервью, что ни Molotok.ru, ни «Яндекс.Маркет» не являются вашими конкурентами и вообще у eBay в России конкурентов нет. Не изменилась ли ситуация с «Яндексом» после того, как в июне 2014 года компания анонсировала, что «Яндекс.Маркет» откроется для прямых продаж интернет-магазинов? К тому же «Яндекс.Маркет» создает единую службу доставки. Станет ли этот сервис вашим конкурентом?

– До этого объявления «Яндекс.Маркет» был сервисом для сравнения цен. Пользователь сравнивал цены и искал лучшую, а транзакцию выполнял кто-то другой. Сейчас они дрейфуют в сторону нормального маркетплейса. Наверное, в будущем они будут нашими конкурентами, но не на 100%. Конкурента, который делает абсолютно то же самое, что и мы, в России нет. «Яндекс.Маркет», если все будет развиваться хорошо, начнет конкурировать с нами на внутреннем рынке. Но у нас все равно остается инструмент cross border – заказов из-за рубежа. Когда мы запустим работу с русскими продавцами, eBay будет работать в двух ипостасях – с продавцами из-за рубежа и с российскими продавцами.

Китайские заказы

– Заказы из Китая в Россию отправляет Aliexpress. Этот сервис вы своим конкурентом считаете? Чем принципиально отличается eBay от Aliexpress?

– Под стопроцентного конкурента он не попадет, но это очень серьезный игрок. Aliexpress поставляет товары китайских продавцов, а eBay – из Китая, Юго-Восточной Азии, США и Европы.

– Какая доля посылок через eBay приходит из Китая, а какая – из США?

– Есть два способа оценить это: в деньгах и штуках. Пропорции в деньгах я помню хорошо: 50% приходится на Штаты, 31% – на Китай и оставшиеся 19% – на Европу. Точные данные по количеству посылок не помню, но из Китая приходит больше, чем из Америки: просто потому, что средний чек меньше.

– У вас есть понимание, пересекается ли ваша аудитория с аудиторией Aliexpress?

– Думаю, пересекается. В России, по разным данным, есть около 30 млн людей, которые пробовали электронную коммерцию. Большая часть из них делали покупки у зарубежным продавцов и уже поняли, что это не больно и не страшно. Этот круг пользователей мигрирует по нескольким игрокам, будь то маркетплейсы или конкретные магазины. Это естественный процесс: ни одна площадка не способна удовлетворить потребности любого клиента на 100%. У одних есть товары только из конкретного региона. Но, например, книги составляют очень малую долю. Поэтому нельзя сказать, что на eBay можно купить все, что хочешь.

– Правильно ли я понимаю, что покупатели eBay – в основном жители Москвы и Петербурга, а на Aliexpress покупают часто жители регионов, и этим вы отличаетесь?

– Я не знаю, кто покупает на Aliexpress. Года три назад я бы сказал, что наши клиенты действительно живут в Москве и Петербурге. Но за последние годы произошла миграция: эти города теряют долю в числе наших заказов в пользу регионов. Сегодня на Москву и Петербург приходится 50%, а раньше – порядка 65%. Это естественно: в последние годы российский интернет прирастал за счет регионального трафика. Москва и Питер давно вышли на насыщение: все, кто хочет быть в интернете, уже в нем.

Договор с почтой США

– Как работает сервис ускоренной доставки посылок ePacket, который вы недавно запустили?

– Его запустили в начале сентября, и сейчас он только поднимается. Я недавно смотрел: у него хорошие цифры роста, только мы не раскрываем какие. Этот сервис ускоряет доставку в Россию из Китая, во-первых, за счет предварительной обработки заказов: происходит электронное декларирование. Когда груз выходит из Китая, китайская почта отправляет его в Россию на основе сведений из магазина и предоставляет таможне электронную декларацию. Этот документ готов уже в момент, когда груз покидает территорию Китая. Во-вторых, ускорение происходит за счет предварительной сортировки: товары приходят сначала в точки международного почтового обмена, которые есть у «Почты России». Их сегодня несколько в разных городах России. Идея проста – если груз идет в Новосибирск, его незачем сначала везти в Москву, а потом отправлять в Новосибирск, как это работало до запуска проекта. Сейчас все организовано проще: посылка отправляется в точку обмена, которая находится в Новосибирске, а из нее пересылается адресатам. Раньше такого количества сортировочных пунктов не было. Мы помогли взять модели самых успешных стран, где несколько хабов по сортировке посылок, и «Почта России» начала внедрять эту систему здесь.

– Насколько быстрее приходят товары?

– Мы тестировали эту систему в июле–августе: по этому каналу приходили от 100 до 1000 заказов в день. До Москвы они доходили в среднем за неделю, до Новосибирска – примерно за десять дней с момента отправки до момента получения. Для сравнения: обычным путем заказ может идти месяц или полтора. Еще одно удобство ePacket – траектория груза отслеживается на 100% по специальному номеру.

– Как вы это организовали и есть ли план сделать ускоренную доставку из США?

– У нас была технологическая платформа. Нам нужно было свести две почтовые организации разных стран, чтобы они между собой договорились. Впервые головной офис eBay наладил такую связь между Китаем и США. Три года назад в США была такая же проблема, как в России, – посылки из Китая доходили за месяц-полтора. В какой-то момент eBay посадил за один стол почту Китая и США, и они договорились. Это решение работает не везде: только в странах с большой территорией, где нужно разбить потоки доставки. Эту же модель переложили на каналы между Россией и Китаем. Сейчас мы попытаемся сделать то же самое между Россией и США. Причем «Почта России» в этом плане все сделала достаточно быстро и готова работать и в этой области тоже: осталось договориться с почтовой службой США. Стоимость доставки мы не устанавливаем, это вопрос к почтовым службам.

– Когда появится ускоренная доставка из США?

– Когда имеешь дело с государственной организацией, о сроках говорить нельзя. Про «Почту России» я по опыту могу сказать, что с ней договоримся быстро, а как работать с США – пока непонятно.

– Каким образом на вас скажутся возможные изменения в регулировании электронной торговли? Предложение установить планку €150 за посылку пока не реализовано, но все еще обсуждается.

– Эти обсуждения пока притихли. Планка остается прежняя – €1000 на человека. Сумму €150 предлагало Минэкономразвития, а Минпромторг настаивал на €500. Дискуссия пока идет. Как скажется снижение этой планки на нас? Особенно никак. Посылок, стоимость которых превышает этот порог, у нас единицы.

В этом предложении мне не совсем понятно, почему ограничивать предлагают именно стоимость посылок. Если вы приезжаете из-за границы, вы можете взять с собой без уплаты пошлины товары на сумму €10 000. А посылкой – только тысячу. Но за прошлый год гражданами России было получено, по данным, которые мне попадались, 28 млн посылок, а поездок россияне совершили 48 млн. Если мы предполагаем, что в страну идет поток левого товара, возникает вопрос – большая часть его идет через пересылку или ввоз? Почему регуляторный подход к этому разный, мы не понимаем.

Хранение данных

– Недавно был принят закон о хранении персональных данных в России. Как вы понимаете, касается ли он вас?

– Мы понимаем, что это нас касается, и несколько раз это обсуждали. Под понятие «персональные данные» попадает широкий круг информации.

– Сейчас обсуждается в Гос-
думе идея перенести срок его вступления в силу на январь 2015 года. Успеете подготовиться?

– Это классический случай, когда правила игры меняются во время футбольного матча. Неужели кто-то считает, что за три месяца можно провести все эти мероприятия? До 2016 года еще можно было, но не за три месяца.

– Что нужно сделать именно eBay в России, вы понимаете?

– Пока непонятно, сколько это может стоить. Я две недели назад был в Штатах, где мы обсуждали, что пора запускать это в работу: чертить схему, решать, что делать дальше. Но тогда мы еще думали, что это будет в 2016  году.