Лента новостей
Made in India: как индийское правительство помогает запустить IT-бизнес 09:40, Мнение На крупнейшем в 2024 году IPO разместили акции «Европлана» на ₽13,1 млрд 09:35, Статья Российские специалисты впервые показали устройство ракеты Storm Shadow 09:32, Статья План идеального собеседования на 15 минут, на полчаса и час 09:30, Статья Небоскреб по-домашнему: квартиры на 30 этаже и даже выше 09:23 Малкин стал лучшим в матче НХЛ 09:14, Статья Налоговая система Гонконга меняется под нажимом ЕС. Что появилось нового 09:10, Статья В аптеках возник дефицит сверхбыстрого инсулина 09:02, Статья Оператор заявил о повреждении электростанций в центре и на западе Украины 08:51, Новость Гарвард снял переплет из кожи человека с библиотечной книги XIX века 08:47, Новость Растащили бизнес после смерти владельца. Как этого не допустить 08:41, Статья В Бразилии загорелся небоскреб 08:09, Новость Какие магазины чаще всего открывают в новостройках 08:06 Международные эксперты назвали особенности теракта в «Крокус Сити Холле» 08:01, Статья Лавров назвал «здравые вещи» в мирном плане Китая по Украине 07:53, Новость Польша подняла в небо самолеты из-за дальней авиации России 07:49, Статья Байден заявил о готовности арабских государств признать Израиль 07:28, Статья ВТБ вернет кешбэк с прямым начислением рублей вместо бонусов 07:00, Статья
Газета
Санкции, которых мы избежали
Газета № 040 (2057) (1003) Общество,
0

Санкции, которых мы избежали

Какие варианты воздействия на Россию ЕС готовил осенью
Фото: REUTERS
Фото: REUTERS

РБК узнал, какие еще санкции в связи с конфликтом на Украине обсуждал Евросоюз: среди мер было включение ДНР и ЛНР в список террористических групп и распространение санкций на родственников друзей Владимира Путина.

РБК выяснил, как варианты расширения санкций против России обсуждали европейские дипломаты: к примеру, еще осенью прошлого года они говорили о возможном включении самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик в список террористических организаций. Также в числе обсуждавшихся мер было распространение ограничений на родственников лиц, которые находятся под санкциями, и введение специальной санкционной категории «люди из ближнего круга Владимира Путина». Эти опции, в частности, обсуждались на закрытом заседании Комитета постоянных представителей стран ЕС (COREPER) 10 сентября, следует из документа, который в феврале появился на сервере Совета Евросоюза. Заседание проходило спустя несколько дней после того, как были подписаны первые Минские соглашения (5 сентября) и Евросоюз утвердил второй раунд секторальных санкций (8 сентября).

Ни одна из этих мер впоследствии так и не была принята, несмотря на быстрый провал сентябрьского перемирия и эскалацию насилия на Украине в начале 2015 года. Европейцы сомневаются, что сторонам удастся исполнить и вторые Минские соглашения. На этом основании в среду, 4 марта, помощник госсекретаря США Виктория Нуланд заявила, что США обсуждают с ЕС возможность введения новых санкций против России. Лидеры ЕС вернутся к этому вопросу на саммите 19–20 марта, рассказал РБК источник, близкий к Совету ЕС. Но варианты, которые рассматривались комитетом постоянных представителей в сентябре, сейчас не обсуждаются, утверждает он. Эксперты, опрошенные РБК, также считают возвращение к прошлогодним опциям маловероятным.

Сепаратисты, но не террористы

«ЕС вряд ли пойдет на то, чтобы объявить сепаратистов террористами, поскольку это исключит представителей ЛНР и ДНР из числа возможных участников будущих переговоров по урегулированию конфликта», – прокомментировал РБК эксперт независимого Европейского совета по международным отношениям (ECFR) Константи Геберт.

Украинские власти давно называют повстанцев на юго-востоке террористами и в начале февраля обратились к Международному уголовному суду в Гааге с просьбой расследовать действия «руководителей террористических организаций ДНР и ЛНР», но Евросоюз публично воздерживался от таких определений. Внесение ДНР и ЛНР в список террористических групп (сейчас их в европейском списке 25) означало бы серьезные последствия для России на международной арене, поскольку неофициально зачислило бы ее в «страны – спонсоры терроризма», отмечал в конце января EUobserver.

Сын за отца не отвечает

Персональные санкции никогда не бывают максимально эффективными, поскольку у человека, занесенного в санкционный список, обычно есть родственники, на которых не распространяются никакие ограничения. Европейские дипломаты в сентябре обсуждали «возможность распространения заморозки активов на членов семей с целью предотвращения обхода санкций». Евросоюз в принципе может вносить в санкционный список родственников, но это делается тогда, когда по каждому из фигурантов есть самостоятельные основания для санкций (например, Виктор Янукович и двое его сыновей). Но подвергать человека имущественным ограничениям только потому, что он связан родственными отношениями с фигурантом санкций, было бы противозаконно, уверен известный британский адвокат Сарош Зайвалла, основатель и старший партнер Zaiwalla & Co. Он ссылается на статью 17 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит: никто не должен быть произвольно ущемлен в правах на имущество. Эти права, гарантированные ООН, в современном понимании включают право на доход от бизнеса или занятости и право иметь активы при себе. «Иными словами, должны быть доказательства недобросовестного поведения, чтобы государство могло легально, в соответствии со своим национальным законодательством, совершить действия, ущемляющие право человека на имущество», – пояснил Зайвалла РБК.

Он оговаривается, что бывают случаи, когда родственник может быть причастен к деятельности, совместной с лицом из черного списка, и эта деятельность может квалифицироваться как запрещенная санкциями. Но такие случаи нужно рассматривать отдельно и по существу, чтобы оценить правомерность мер вроде заморозки активов членов семьи.

Возможные угрозы

«Расширение круга лиц, которые могут стать объектами санкций, в ответ на агрессию России на Украине вполне вероятно: это решение может удовлетворить сторонников дополнительных санкций, но при этом не вызовет непременно жесткую ответную реакцию Москвы», – считает Геберт из ECFR.

США еще в марте прошлого года определили в качестве потенциальных мишеней финансовых санкций любых лиц из «ближайшего окружения» Владимира Путина. По этой причине в санкционном списке оказались, например, предприниматель Геннадий Тимченко и глава «Роснефти» Игорь Сечин, не причастные к интеграции Крыма или дестабилизации востока Украины. Евросоюз не пошел так далеко (Аркадий Ротенберг оказался в списке ЕС только потому, что Брюссель посчитал его выгодоприобретателем от «аннексии» Крыма), но рассматривал возможность «расширения законного базиса ограничительных мер на так называемых cronies – приближенных к российскому руководству».

Среди других потенциальных вариантов давления на Россию со стороны Евросоюза Геберт назвал применение к аннексированному Крыму всех тех принципов, которые заложены в политику ЕС по отношению к «Оккупированным Палестинским территориям»: ЕС не признает юрисдикцию Израиля над Западным берегом реки Иордан и Восточным Иерусалимом и запрещает сотрудничество с любыми израильскими организациями и компаниями, действующими на «оккупированных территориях». Политика Евросоюза в отношении Крыма пока не столь жесткая и детализированная, отмечает Геберт.

Кроме того, ЕС мог бы поддержать обращение Украины в суд ООН за компенсацией захвата ее территорий (в этом случае теоретически взыскание может быть обращено на активы России в Европе) или поддержать отключение российских банков от SWIFT. Но все эти меры на данный момент маловероятны, уверен эксперт.

«Евросоюз сейчас отчаянно не хочет расширять санкции против России. Греция, Австрия, Венгрия, Чехия и Словакия категорически против новых санкций (прежде всего по экономическим причинам), Италия и Франция колеблются, у Германии нет однозначной позиции, – рассуждает Геберт. – России нужно очень сильно постараться (например, захватить Мариуполь или совершить нечто подобное), чтобы вынудить ЕС действовать».