Лента новостей
МИД назвал военной целью России возможные ядерные объекты НАТО в Польше 10:50, Статья Украинец пытался уплыть из страны на надувном матрасе. Видео 10:49, Новость 15 мая состоится форум «Технобудущее российского бизнеса» 10:47 Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях 10:44, Статья «Нижфарм» и РОПНИЗ договорились о борьбе с неинфекционными заболеваниями 10:43 WP узнала о тайных переговорах Байдена по Украине с республиканцами 10:43, Статья «Росатом» показал фото урановых скважин, на которые жаловались экологи 10:42, Новость Кубок Гагарина 2024 года стал самым посещаемым в истории КХЛ 10:39, Статья Кадры ареста третьего фигуранта по делу экс-замминистра обороны 10:35, Новость Суд на Кипре разрешил экстрадицию в США россиянина Петрова 10:27, Статья В Твери задержали двух человек, поставивших на мосты муляжи бомб 10:23, Новость Как зашифровать личные блокноты и заметки: три сервиса 10:23, Статья Жителя Бурятии осудили на 10 лет за «приготовление к госизмене» 10:19, Статья В Омске загорелись три емкости с нефтепродуктами 10:17, Новость Зеленский счел, что не все будут довольны итогами конфликта с Россией 10:05, Статья Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества 10:04, Статья Барбашев обошел Ковальчука и Фетисова в списке бомбардиров Кубка Стэнли 10:02, Статья В суде раскрыли детали обвинения против третьего фигуранта дела Иванова 10:01, Новость
Газета
«В Египте не досматривают ничего»
Газета № 205 (2222) (0911) Общество,
0

«В Египте не досматривают ничего»

Как на борту погибшего самолета A321 могла оказаться бомба
Фото: EPA
Фото: EPA

Запад считает бомбу на борту приоритетной версией катастрофы A321. Россия причины падения самолета не комментирует, но в пятницу остановила полеты в Египет. РБК разбирался, могла ли взрывчатка попасть на борт самолета.

​Подозрения усиливаются

Спецслужбы Великобритании и США все больше уверены, что причиной катастрофы российского лайнера A321 «Когалымавиа» над Синайским полуостровом 31 октября стала детонация взрывного устройства. На Западе считают, что ответственной за катастрофу лайнера и гибель 224 пассажиров может оказаться запрещенная в России террористическая группировка «Исламское государство». В день катастрофы ИГ взяло ответственность за нее на себя.

В пятницу президент России Владимир Путин провел внеочередное заседание Национального антитеррористического комитета. По его итогам по рекомендации директора ФСБ Александра Бортникова Путин принял решение приостановить авиасообщение с Египтом до выяснения причин крушения А321.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков в пятницу сказал, что приостановка полетов в Египет не означает, что теракт — основная версия следствия. РБК попытался выяснить у экспертов по аэропортовой безопасности: если на борту действительно была бомба, как она могла бы туда попасть?

Уязвимые места

Источники BBC в британском разведывательном сообществе полагают, что бомба могла быть заложена в багажный отсек самолета. Эксперты, занимающиеся анализом катастрофы в одном из силовых ведомств Великобритании, полагают, что кто-то, кто имел доступ к багажному отделению А321, мог установить взрывное устройство или положить его в багаж незадолго до того, как самолет взлетел.

В аэропорту нет такого звена периметра безопасности, которое не может оказаться неблагонадежным: террористом может оказаться и ответственный за заправку системы водоснабжения, и обслуживающий заправку самолета горючим, и сотрудник фабрики бортового питания, говорит РБК бывший глава службы безопасности аэропорта имен​​и Давида Бен-Гуриона в Тель-Авиве Рафи Села. В одном из интервью, посвященном правилам проноса жидкости на борт самолета, он оговаривал, что в аэропорту есть как минимум семь зон, где может происходить передача жидкости.

«Какой-то одной самой уязвимой точки в безопасности аэропортов не существует», — говорит эксперт по безопасности Джим Термини из компании Redline Assured Security. «Каждый вовлеченный в процесс человек может быть источником опасности», — соглашается Майк Мэртенс, специалист​ компании ASR, которая проводит аудит безопасности в европейских аэропортах.

Джим Термини напоминает, что меры безопасности в аэропортах определяются требованиями Международной организации гражданской авиации (ICAO), которым должны соответствовать сотрудники аэропортов. Однако, по словам Термини, их интерпретация и соблюдение зависит от отдельных государств.

Как проверяют персонал

По словам Термини, угроза со стороны «инсайдера», человека, который «прошел все проверки, но по каким-то причинам решился на преступление», — самая значительная с точки зрения авиационной безопасности. Одним из последних случаев преступления, совершенного таким злоумышленником, стало предумышленное уничтожение 24 марта этого года лайнера A320 германской компании Germanwings вторым пилотом Андреасом Любитцем, решившим таким образом покончить с собой.

«Во всех международных аэропортах должна действовать процедура досмотра и проверки благонадежности для персонала, если он имеет допуск в охраняемые зоны, например на летное поле. По стандартам ICAO, досмотр для персонала должен быть такой же, как и для пассажиров», — говорит эксперт немецкой компании по стандартизации систем безопасности EUZERT Маркус Хелльманн. По его словам, если в аэропорту соблюдаются все стандарты безопасности, то террористический риск минимальный, но 100-процентной уверенности быть не может никогда.

Большинство стран настаивают на полной проверке членов экипажа и сотрудников аэропортов, в том числе проверке благонадежности. В отношении персонала аэропортов досмотр может быть выборочным, но полиция и службы безопасности должны проводить проверку благонадежности прежде, чем допускать их к работе. «В некоторых странах их проверяют постоянно», — говорит основательница занимающейся консалтингом в области авиационной безопасности компании EUAVSEC Петра Беккер, но какова практика в Шарм-эль-Шейхе, ​ она не знает.

Безопасность по-египетски

Cогласно правилам безопасности Египетского управления гражданской авиации, персонал служб безопасности должен проходить проверку раз в год, о работниках гражданских служб в документе ничего не сказано.

«Ситуация с безопасностью аэропортов в Египте вполне нормальная. Египту нужно дополнительно поработать над управлением и контролем за персоналом и полицейскими», — говорит РБК Термини. Пилот одной из российских авиакомпаний, совершавших полеты в Шарм-эль-Шейх, не согласен: «В Праге, в Берлине, у нас досматривают тщательно и летный состав, иногда немного даже обидно. В аэропорт Бен-Гуриона что-то пронести невозможно. В Египте не досматривают ничего. Безответственное поведение. Собак нет, а, например, пластичную взрывчатку металлоискатель не увидит».

Петру Беккер отсутствие собак при досмотре в Египте не удивляет: «Кинологи — это не всегда решение, особенно в жарких странах».