Лента новостей
Шакро Молодой вышел на свободу 13:33, Статья Дело об оскорблении мигрантами самарского губернатора закрыли 13:29, Статья Песков прокомментировал обращение о признании Пугачевой иноагентом 13:29, Новость Дома рядом с вузами: дорога займет не больше 30 минут 13:28 Суд Новосибирска арестовал олимпийского чемпиона по делу о мошенничестве 13:20, Статья ПСБ выдал почти миллиард рублей ипотеки на покупку квартир в Мариуполе 13:17 Страх против жадности: кого криптотрейдинг приводит к долгам и апатии 13:17, Мнение Ключ к оборотам: как зарабатывать больше на маркетплейсах 13:14 В Таджикистане задержали девятерых человек по делу о теракте в «Крокусе» 13:12, Статья Суд отказал Жукову в правах на фонограмму «Ну где же вы, девчонки?» 13:10, Статья Школа «Сколково» открыла конкурс грантов на обучение по программе MBA 13:07 В Кремле ответили на слова Кулебы о переговорах 13:06, Статья Кремль обосновал интересами России вето в Совбезе по санкциям против КНДР 13:06, Новость Песков ответил на вопрос о безопасности российских атлетов на Олимпиаде 13:05, Статья Гражданина Узбекистана арестовали за поддержку теракта в «Крокусе» 12:58, Новость Какие компании больше всех выиграли от ИИ-безумия — The Economist 12:55, Статья Несостоявшийся губернатор стал главой Росморречфлота 12:52, Статья Белорусских маркетологов обвинили в срыве плана по экспорту в Россию 12:51, Новость
Газета
Уважаемые налоги
Газета № 240 (1773) (2512) Общество,
0

Уважаемые налоги

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

Партия «Гражданская платформа» собирает подписи под петицией против внесенного президентом в Госдуму законопроекта, предусматривающего восстановление прежнего порядка возбуждения уголовных дел: не только по материалам налоговых органов, но и по результатам оперативно-разыскной деятельности, осуществляемой органами внутренних дел.

В петиции содержится утверждение о том, что у СКР появится возможность проверки любого человека и возбуждения уголовного дела без финансовых оснований.

Как сейчас, так и в случае принятия законопроекта, для того чтобы начать проверку деятельности налогоплательщика, в СКР должно поступить сообщение о налоговом преступлении, а также материалы, обосновывающие его. СКР без сообщения о преступлении не вправе проверять налогоплательщика и собирать материалы.

Разница в том, что сейчас материалы о преступлении могут быть направлены только налоговым органом, а в случае принятия законопроекта будут направляться также МВД.

Основная функция СКР на этом этапе — дать предварительную правовую оценку поступившим материалам на предмет наличия или отсутствия в них данных, указывающих на признаки налогового преступления. При наличии таких данных возбуждается уголовное дело. За этим следит прокурор, который вправе отменить незаконное постановление о возбуждении уголовного дела. Далее следует предварительное расследование, в ходе которого сведения, содержащиеся в поступивших в СКР материалах, вводятся в процесс доказывания. При наличии достаточных доказательств для уголовного преследования составляется обвинительное заключение, которое направляется прокурору для утверждения вместе с уголовным делом. Прокурор еще раз изучает его и при отсутствии нарушений направляет в суд.

Трудно представить, как в такой ситуации можно осуществлять уголовное преследование без наличия финансовых оснований.

Ситуация, когда до реформы 2011 года уголовные дела возбуждались при отсутствии у налогового органа претензий к налогоплательщику, была обусловлена тем, что недобросовестные налогоплательщики представляли в налоговый орган документы, содержавшие недостоверные сведения.

Налоговые мошенничества российскими налоговыми органами не выявлялись примерно в 60—70% случаев.

Апофеозом петиции является утверждение о том, что законопроект угрожает обычным физическим лицам, которые работают по совместительству.

Хотелось бы отметить, что наемные работники, даже если они работают на десяти работах, сами налог на доход физических лиц не только не рассчитывают, но и не платят. За них это делает работодатель, который является налоговым агентом.

В условиях, когда правоохранительные органы не выявляют налоговые преступления, в результате чего объем не поступивших в бюджет налоговых платежей растет, государство вынуждено перекладывать налоговую нагрузку на плечи тех, кто платит их исправно: физических лиц. В России эта закономерность ослабляется наличием дополнительных источников доходов от реализации энергоресурсов и приватизации, но во многих странах, где нет таких источников, введены прогрессивные системы налогообложения, которые бьют по физическим лицам ставками, вплоть до 50%.

Поэтому усиление правоохранительной составляющей в области налогообложения, которое предусмотрено президентским законопроектом, полностью в интересах тех работников, к которым взывает петиция.

Хотелось бы надеяться на то, что Михаил Прохоров откажется от этого документа, так как он сам всегда был добросовестным налогоплательщиком и вряд ли желает поддерживать налоговых уклонистов от бизнеса, которые хотят переложить нагрузку на плечи трудового населения.

Вспомним, как выходили из Великой депрессии США. Они не пошли на ослабление правоохранительных органов для стимулирования экономической активности населения. Было очевидно, что это приведет к криминализации экономики. Наряду с мерами экономического оздоровления власти США ужесточили правоохранительную функцию государства. Однако одновременно проводилась идеологическая работа, направленная на изменение сознания налогоплательщиков. В результате налоговая обязанность по степени уважения была возведена на второе место после религиозных ценностей.

Нечто похожее целесообразно реализовать и в России, ведь одними правоохранительными мерами ситуацию не изменить. Установка на недопустимость уклонения от налогов должна быть возведена в ранг национальной идеи. И сделать это могли бы институты гражданского общества, в том числе партия «Гражданская платформа», новый руководитель которой как раз занимается поиском истинных национальных ценностей. Партия могла бы создать общественное движение «за честную уплату налогов», благо претенденты на вступление в нее уже появились: это крупные отечественные компании, перешедшие на прозрачную систему владения активами.

Звездам отечественной эстрады, которые присоединились к петиции, хотелось бы напомнить, что в настоящее время они платят НДФЛ в размере 13% вне зависимости от размера получаемого дохода.

Однако в условиях ослабления системы выявления налоговых преступлений и возникшего бюджетного дефицита ситуация может измениться. Уже сейчас идут споры о необходимости введения в России прогрессивной системы налогообложения для того, чтобы те, кто зарабатывают больше, платили бы налог по более высокой ставке.

В связи с этим хотелось бы привести в пример Жерара Депардье, который из-за рекордной в Европе ставки налога (75% для лиц, зарабатывающих более 1 млн евро) переехал из Франции в Россию.

Нисколько не сомневаясь в патриотизме наших звезд и в том, что они даже при такой высокой ставке налогообложения останутся на родине, хотелось бы заметить, что всем было бы неприятно платить высокие налоги за тех, кто их не платит, и делает это лишь в результате укоренившегося чувства безнаказанности, так как государство не обеспечило возможность выявления их противоправной деятельности.