Лента новостей
Стало известно расписание заключительных четырех туров сезона РПЛ и Кубка 12:22, Статья В Москве в машине вице-президента Федерации бокса Ингушетии нашли оружие 12:15, Статья Захарова назвала гибель Еремина местью за исполнение журналистского долга 12:12, Новость Появились кадры нападения военных на полицейских в Винницкой области 12:07, Статья Конгресс США одобрил продление закона о слежке за иностранцами 12:01, Статья СК возбудил уголовное дело об убийстве предпринимателя в Балашихе 11:48, Новость Российская бегунья сменила спортивное гражданство на армянское 11:47, Статья Есть проблемы: почему растет спрос на услуги логопедов 11:43 Володин предложил не скандалить из-за Центра философа Ильина в РГГУ 11:21, Статья Ферстаппен побил рекорд Хэмилтона и Феттеля в «Формуле-1» 11:20, Статья В центре Балашихи киллер застрелил бизнесмена 11:02, Статья Российский боец Корешков уступил соотечественнику в главном бою PFL 3 10:57, Статья В Запорожье объект инфраструктуры получил повреждения при взрыве 10:49, Новость Китай проведет крупнейшую реорганизацию армии за десятилетие 10:40, Статья Российский промоушен пожизненно отстранил пнувшего ринг-герл бойца ММА 10:36, Статья В Винницкой области неизвестные ночью расстреляли полицейских 10:29, Новость Ферстаппен выиграл спринт на Гран-при Китая «Формулы-1» 10:10, Статья Экономисты предрекли «нефтяной шок» при войне Израиля и Ирана 10:08, Статья
Газета
Ищите стрелочника
Газета № 127 (1902) (1607) //1931 Общество,
0

Ищите стрелочника

Следствие рассматривает несколько версий трагедии в московском метро
Фото: EPA
Фото: EPA

Вчера утром на Арбатско-Покровской линии произошла одна из крупнейших аварий за всю историю Московского метрополитена. На перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» поезд сошел с рельсов. По данным на вечер вторника, погиб 21 человек, пострадали более 160. По факту аварии возбуждено уголовное дело. Сегодня в столице объявлен траур по погибшим.

Что произошло

Первая версия причины аварии была озвучена МЧС. По словам начальника пресс-службы московского управления службы Виктора Бирюкова, причиной катастрофы могло стать резкое понижение напряжения, которое привело к резкому торможению поезда. Однако представитель МОЭСК вчера настаивал на том, что никаких перепадов по сети, в том числе и на подстанции, которая обеспечивает работу рельса на аварийном перегоне, зафиксировано не было. Официальный представитель Следственного комитета (СК) Владимир Маркин заявил вчера журналистам, что следователи опросили сотрудников МОЭСК, но версия о скачке напряжения пока не подтвердилась.

Он же опроверг и другую версию произошедшего — террористический акт. «Версия теракта исключается, потому что эксперты ФСБ, криминалисты СК  их не нашли. По всей видимости, это техногенная катастрофа», — передал слова Маркина Интерфакс. Следственный комитет сосредоточился на технических причинах: неисправность вагона поезда, несрабатывание стрелки и проседание полотна.

Подвижной состав состоял из вагонов «Русич», которые «Метровагонмаш» (входит в ТМХ) выпускает с 2003 года, рассказал источник в метрополитене. В ТМХ подтвердили эту информацию, но отказались от комментариев до выяснения обстоятельств трагедии. Вагоны аварийного поезда были поставлены в 2008 году и обслуживались депо «Измайлово», рассказал РБК сотрудник метрополитена. Он отметил, что за сертификацию и технический надзор за составом отвечает Московский метрополитен. «По надежности эти составы хорошие, вряд ли дело в их неисправности», — считает он. Глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов сразу после аварии заявил журналистам, что поезд своевременно проверялся.

Маркин вчера в эфире телеканала «Москва 24» отметил, что скорость аварийного состава в момент крушения составляла примерно 70 км/ч. Член профсоюза работников Московского метрополитена Василий Шеляков рассказал РБК, что скорее состав мог набрать на этом отрезке пути 55–60 км/ч. С ним согласился и источник РБК в метрополитене. «На подъезде к станции поезд не может превысить 60 км/ч — скорость автоматически регулируется специальной системой, которая сбрасывает скорость подвижного состава, если она превышена машинистом», — утверждает он. Вагоны оснащены специальной системой управления, обеспечивающей безопасность и автоматическую диагностику вагонного оборудования, говорится на сайте производителя — «Метровагонмаша», также они оснащены тормозной системой «с резервированием», обеспечивающей «повышенную безопасность движения», отмечается на сайте.

Наиболее вероятной версией и Шеляков, и сотрудник метрополитена, пожелавший остаться неизвестным, называют несрабатывание стрелки. По словам Шелякова, скорее всего, на пути не переключилась стрелка — машинист это увидел, применил экстренное торможение, но состав на скорости все равно налетел на нее. Поезд подбросило, и он столкнулся с тоннельными сооружениями.

Отклонение стрелки действительно могло стать причиной аварии, говорит источник РБК в Московском метрополитене. Поезд следовал к станции «Славянский бульвар» от станции «Парк Победы», на подъездах к последней установлены стрелочные переводы, говорит он.

Представитель Московского метрополитена комментировать возможные причины аварии не стал.

Кто виноват

«Как вы знаете, за каждой техногенной аварией стоят конкретные люди, поэтому я не исключаю, что в ближайшее время появятся и подозреваемые по этому уголовному делу», — цитировало вчера Маркина ИТАР-ТАСС. Мэр Москвы Сергей Собянин также грозил увольнениями и уголовной ответственностью виновным в аварии в московском метро. «Безусловно, кадровые перестановки будут, но по результатам конкретных выводов компетентных правоохранительных органов», — говорил Ликсутов журналистам во вторник.

В правительстве Москвы обсуждается отставка начальника Московского метрополитена Ивана Беседина, рассказал РБК источник в правительстве. Сотрудник приемной Беседина сообщил РБК, что вчера начальник московского метро прервал отпуск и возвращается в Москву. В пресс-службе метрополитена сказали, что Беседин «вернется в ближайшее время». Там не подтвердили информацию о том, что руководитель метрополитена вчера был в отпуске.

Беседин возглавляет Московский метрополитен с 7 февраля 2011 года. С 1985 года он работал в системе Министерства путей сообщения (МПС) РФ, с 1995 по 1999 год — на посту первого заместителя МПС. С 2003 года Беседин возглавлял ВНИИЖТ, а в 2006 году приказом главы РЖД Владимира Якунина был назначен начальником Калининградской железной дороги.

«Беседин — железнодорожник, а это совсем другая отрасль, которая сильно отличается от метро», — говорит собеседник РБК в метрополитене. За время его работы в метро произошло сразу несколько крупных аварий (см. рисунок).

Сколько заплатят пострадавшим

Московский метрополитен подсчитывает убытки от катастрофы. Как стало известно РБК, метрополитен должен выплатить в качестве компенсации родственникам погибших и пострадавшим в аварии более 55 млн руб. Стоимость аварийного состава составляет еще около 350 млн руб., рассказал сотрудник метро.

Для того чтобы получить страховые выплаты, пострадавшим или их родственникам необходимо написать заявление на имя начальника Московского метрополитена Беседина о выплате, а также предоставить медицинские документы о состоянии здоровья и тяжести полученных травм, сообщили РБК на горячей линии, организованной для пассажиров. Метрополитен должен осуществить выплаты в трехдневный срок.

В случае гибели пассажира его родственники должны получить 2 млн руб., пострадавшим будет выплачена компенсация 100 тыс. руб. В аварии погиб по меньшей мере 21 человек, 136 человек госпитализированы. Таким образом, совокупные выплаты московского метрополитена могут превысить 55 млн руб. Московские власти также выплатят компенсации. Семьи погибших получат 3 млн руб., пострадавшие — 1,5 млн руб.