Лента новостей
СК отчитался о постановке бывших мигрантов на воинский учет в Дагестане 00:26, Статья «Эксперимент удался». Что говорят об итогах плей-офф КХЛ 00:00, Статья АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы 00:00, Статья Хуситы заявили об ударе по американскому эсминцу в Аденском заливе 24 апр, 23:38, Новость ЕК предложит санкции из-за торговли Северной Кореи с Россией 24 апр, 23:14, Статья Россия наложила вето на резолюцию ООН о запрете ядерного оружия в космосе 24 апр, 23:10, Статья В США подтвердили распоряжение Байдена передать Украине ракеты ATACMS 24 апр, 23:03, Новость Общественники рассказали о содержании замминистра обороны Иванова в СИЗО 24 апр, 22:48, Новость Белый дом не исключил «тактические успехи» России, несмотря на помощь ВСУ 24 апр, 22:42, Статья Умер чемпион СССР по футболу в составе «Динамо» Аркадий Николаев 24 апр, 22:38, Статья «Зенит» проиграл в чемпионате России впервые с декабря 24 апр, 22:29, Статья «Краснодар» обыграл «Балтику» и приблизился к «Зениту» в РПЛ 24 апр, 22:25, Статья Шойгу отстранил замглавы Минобороны Иванова после ареста 24 апр, 22:17, Статья Одесские депутаты не поддержали переименование проспекта Гагарина 24 апр, 22:12, Статья Бывшего зампреда правительства Подмосковья задержали за взятку 24 апр, 21:54, Статья Лукашенко призвал европейцев «начать рожать детей» 24 апр, 21:45, Новость Силовики начали проверку учредителей двух стройкомпаний по делу Иванова 24 апр, 21:34, Статья Франция предложила ЕС санкции для борьбы с «российской дезинформацией» 24 апр, 21:31, Статья
Газета
Властелин колец
Газета № 031 (1806) (2402) Общество,
0

Властелин колец

Игры в Сочи прошли успешно, но рейтинг Владимира Путина от этого не вырос
Фото: EPA
Фото: EPA

Перед началом Олимпиады в Сочи президент Владимир Путин обозначил цель этих Игр для России. В интервью телеканалам он сказал: «Нам нужно встряхнуться. Нужно понять и почувствовать, что мы можем осуществлять крупные масштабные проекты». Получилось и правда масштабно: в зависимости от вида спорта каждая медаль обошлась стране в сумму от 60 млн до 2,9 млрд руб.

Отбили 5%

По оценке, озвученной Владимиром Путиным, непосредственно в Олимпийские объекты было вложено 214 млрд руб.: 100 млрд — государственных, а 114 млрд — инвесторов. Если поделить бюджет стройки на количество медалей сборной России, то каждая награда обошлась россиянам в 6,48 млрд руб. А если считать по объектам, где был взят пъедестал, суммы не столь внушительны, но намного больше призовых и спонсорских трат (подробнее см. рейтинг «Награды в рублях» на с. 10).

Средняя цена билета на олимпийские соревнования составила 6400 руб., заявляли в день старта продаж в Оргкомитете Игр. Вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что по данным на предпоследний день соревнований (суббота, 22 февраля) было продано 1,176 млн проходок на трибуны. В среднем продажа билетов принесла 7,53 млрд руб. Число посетителей Олимпийского парка Козак оценил в 2 млн человек. Если допустить, что каждый из них потратил за визит 1 тыс. руб. (без учета проживания), то это даст еще 2 млрд руб. Итого, доходы от продажи билетов и посещения Олимпийского парка могут составить по самым грубым подсчетам 5% от затрат, озвученных Владимиром Путиным. Конечно, посетители могли потратить и значительно больше, но до окупаемости Игр за счет зрителей в любом случае далеко.

Телекартинка

Если говорить о телетрансляциях, то рекламодатели на открытии игр принесли «Первому каналу» и «России 1» примерно 140 млн руб. (см. РБК daily от 12.02.14). Еще столько же может принести и закрытие, но деньги эти пойдут в копилку самих телеканалов и вернутся в казну разве что в виде налогов. По словам управляющего директора телевизионной и маркетинговой служб Международного олимпийского комитета Тимо Лумме, Олимпиада в Сочи оказалась более выгодной с точки зрения телетрансляций по сравнению с Играми в Ванкувере. Игры в Сочи показали 464 телеканала (310 бесплатные), в то время как состязания в Ванкувере — 240 каналов (128 бесплатные). Рейтинг трансляций также значительно вырос во всем мире, а значит, рекламодатели смогли заработать на спорте. По данным Тимо Лумме, в России следили за Олимпиадой три четверти населения, в США — свыше 50%, в Канаде — более 90%, в Южной Корее — около двух третей, в Китае — около 9

Имидж-эффект

Все эти цифры подтверждают, что Олимпиада в Сочи скорее имиджевый проект, нежели коммерческий. Имидж — понятие нефинансовое, и оценить его динамику не так-то просто. РБК daily ознакомилась со статистикой публикаций в российских СМИ, подготовленной компанией «Медиалогия». Получилось, что на 2379 уникальных сообщений позитивной окраски пришлось 553 негативных, т.е. критику можно было прочесть только в 18% всех публикаций российских СМИ. Но отечественную прессу едва ли можно считать показательной, учитывая количество изданий, так или иначе контролируемых государством.

В зарубежных средствах массовой информации разворачивались целые баталии о плюсах и минусах выбора Сочи в качестве столицы зимних Игр. Там успели посмеяться над неудачно расположенными батареями, позлословить из-за нераскрывшегося на церемонии открытия олимпийского кольца и разложить по полочкам победу Аделины Сотниковой в женском фигурном катании. Много внимания уделяли роли Владимира Путина, опасались терактов и на второй неделе соревнований перемежали Игры с обсуждением роли России в событиях на Украине. The Washington Post в своем итоговом материале признает, что «в конце концов, это было верным решением проводить Олимпиаду в Сочи» (подробнее о том, что пишут иностранные СМИ, на с. 10).

Но если у журналистов есть задача освещать события с той или иной стороны, желательно объективно, то блогеры в проявлениях своих эмоций более свободны. И именно они задали обсуждению Игр позитивно-нейтральный оттенок, как в России, так и за рубежом. Специально для РБК daily агентство «Социальные сети» провело качественное исследование публикаций русскоязычных и зарубежных блогеров, оставивших свои сообщения под хештегом #sochi2014.

Российские пользователи соцсетей хуже всего восприняли проигрыш российской сборной по хоккею команде США (85%). Негативно оценили погодные условия (туман, перенос стартов и состояние трасс) 70% как российских, так и иностранных блогеров. А вот на действия участниц группы Pussy Riot в Сочи зарубежная аудитория отреагировала так: нейтрально — 60%, позитив (критика действий властей, поддержка группы) — 35%, негатив (критика действий группы) — 5%. В итоге 80% всех сообщений под хештегом #sochi2014 носили нейтрально-позитивный характер. На второй неделе Игр количество сообщений в блогах на олимпийскую тему стремительно пошло на спад (по данным «Медиалогии», их стало почти вдвое меньше, чем на первой неделе) — все внимание, а также критика и негатив со стороны пользователей были обращены в сторону событий на Украине.

Рейтинг доверия россиян Владимиру Путину за эти две олимпийские недели почти не изменился. По данным ФОМ, если бы выборы президента состоялись в ближайшее воскресенье, свой голос ему отдали бы 46%, до начала Игр этот показатель равнялся 44%. До пика лояльности в 49% Владимир Путин не дотянул, столько голосов ему готовы были отдать только после продолжительных новогодний каникул.